Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду
Автор: Бубырь Елена Александровна
Организация: МБДОУ №111
Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
В настоящее время особое значение приобретает взаимодействие родителей и педагогов в реализации программ и создании условий для полноценного и своевременного развития детей дошкольного возраста. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). От характера установления связей в диалоге «родитель – ребенок с ОВЗ» будет зависеть первичная социализация личности ребенка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Центральным моментом преобразований является, психологизация системы образования, а именно приведение практики дошкольного образования в соответствие с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка, диагнозы детей пугают родителей. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми, особенно актуальными стали задачи привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Анализ методических разработок по данной теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка в ОВЗ, является особенно актуальной сегодня. Результаты исследования в нашем детском саду позволяют сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только и не столько дети, сколько их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей. Это определило поиск новых подходов и методов в работе с семьей. Совместная работа специалистов МБДОУ №111 (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно участниками образовательного процесса.
Мы поставили перед собой цель – разработать эффективную модель психологического сопровождения дошкольников, способствующую сохранению и укреплению психологического здоровья детей в системе взаимодействия «ребенок – родитель - педагог». В своей практической работе выделили направления по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ:
1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
4. Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.
5. Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
6. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.
Мы используем активные формы и методы работы с родителями: общение и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; совместная подготовка и проведение утренников; выставка детских работ; беседы с детьми и родителями; семинар – практикум; игровое моделирование с выполнением домашнего задания; психолого-педагогический практикум; проведение детско-родительских групп. Такая форма работы, как проведение детско-родительских групп, стала наиболее востребованной и эффективной.
Программа предусматривает несколько этапов работы: выявление семей, нуждающихся в особой поддержке; проведение серий занятий с использованием авторских игр с участием детей и родителей; анализ эффективности проведенных мероприятий с помощью ряда методик. По завершению работы по программе получили следующие результаты: дети стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее эмоционально восприимчивы и не боятся новых видов деятельности; у них повысилась самооценка, появилось чувство уверенности в собственных силах; у родителей – повысилась активность участия в жизни группы, вовлеченность в детские праздники, участие в семейных клубах, в различных творческих конкурсах совместно с детьми.
Кроме того, в нашем детском саду осуществляется поиск новых форм работы с родителями. Одной из таких форм стало проведении проведение акции «Я могу». Цель акции: привлечь внимание педагогов и родителей к достижениям каждого ребенка. Семь дней подряд педагоги и родители учатся замечать достижения своих детей, даже самые незначительные для взрослого, но важные для малыша. Идею акции мы почерпнули в книге Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». В раздевалке на шкафчике ребенка - информация о результатах ребенка, которыми он гордится. «За что его хвалить? Он ни чего не умеет» - недоумевают родители, когда им объясняют, правили проведения акции. Им, вечно спешащим, занятым, не приходит в голову, что достижение - это не обязательно победа на Олимпийских играх. Это и первая самостоятельно застегнутая пуговица, и убранные после себя игрушки, и многое другое, что так важно для ребенка.
Еще одной формой работы с родителями стала музыкально - литературная гостиная, цель работы которой развитие музыкально - художественной деятельности, обогащение музыкальных впечатлений, развитие литературной речи. Педагоги, музыкальный руководитель и родители активно вовлечены в подготовку данного мероприятия.
Одна из продуктивных форм обучения взрослых – совместные психологические тренинги педагогов и родителей. Они развивают у взрослых важное для сотрудничества, сотворчества эмпатическое слушание. Для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания. В результате сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – родитель – педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологического здоровья ребенка, что, в свою очередь является не просто модной тенденцией сегодня, а заботой о безопасности каждого растущего человека, безопасности нации завтра.
Литература:
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей.- 2-е изд.- М., 1993.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб., 2006.
Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра детства, семья. Т.1.- М., 2005.
Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: Тренинговые программы. - М., 2007.
Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001.