Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Соргина Елена Сергеевна

Организация: ГБОУ ООШ №15 СП «Детский сад «Пчёлка»

Населенный пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск

Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и неповерхностная. Лишь гениальному

взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!
А. Токмаков

Содержание

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).













 

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства - это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, — процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру будет своевременным и успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества.

С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится.

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Дошкольник среднего возраста, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Книга, дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.

В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача знакомства дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие.

Главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей через решение следующих задач:

· формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  • развитие литературной речи;

  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

 

Анализ недостатков в результатах:

В результате анализа практики работы в ДОО, можно сделать вывод о том, что ребенок среднего дошкольного возраста демонстрирует недостатки в результатах:

• не развит интерес к художественной и познавательной литературе;

• не привит интерес к чтению больших произведений ;

• недостаточный уровень знаний детей о произведениях зарубежных писателей Ф. Лингрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел»; Р. Киплинга «Слоненок»;

• не может задавать вопросы по содержанию произведения «Никита Кожемяка», высказывать свои суждения о поступках героев, строить умозаключения.

Анализ недостатков в основном процессе:

  • низкая мотивация и познавательная активность всех участников педагогического процесса в данном направлении;

  • недостаточно эффективные формы взаимодействия со специалистами ДОО в вопросах работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой .

  • недостаточная работа с родителями по обогащению группы книгами.

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

  • ограничены технические и демонстрационные возможности ;

  • отсутствие выбора доступного теоретического материала и наглядности по по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой;

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Проблема состоит всистеме работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой ;

  • отсутствие программы в годовом плане по данной теме;

  • недостаточное количество времени(5месяцев до конца учебного года);

  • отсутствие современных технологий и средств обучения детей;

  • не улучшена социальная привлекательность ДОО.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг с детьми, составлению рассказов и сказок. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Все чаще первое знакомство дошкольников среднего возраста с классической литературой происходит через интернет и телевидение. От нас педагогов зависит, как сложатся у дошкольника первые «отношения» с книгой. Чтобы воспитать читателя в ребенке, мы должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с ребенком и помогать осмысливать произведение.

 В ДО работа по формированию у ребенка интереса к книге строится на следующих педагогических принципах:

• тщательного, системного подбора литературы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• интеграции процесса приобщения к книжной культуре с разными видами детской деятельности (игрой, художественным трудом, изобразительной, театрализованной деятельностью и др.);

• взаимодействия с родителями;

• сотрудничества с городской библиотекой в литературном образовании ребенка.

  Выстроена система работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы, включающая:

• ежедневное свободное чтение дошкольникам, беседы о прочитанном, самостоятельное рассматривание книг;

• еженедельные специально организованные занятия с детьми;

• свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы, которое проводится 1 раз в неделю во второй половине дня .

  Мы не только воплощаем задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения, но и глубокого понимания содержания произведения. Перед нами стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к чувствам, поступкам и переживаниям героев.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относиться к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает.

-ребёнок, способен сопереживать неудачам и радуется успехам героев русских народных сказок: «Хаврошечка», «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый да масляный», рассказа «Лев и собачка» Л. Н Толстого.

-ребёнок обладает воображением, которое реализуется в сюжетно-ролевой игре «Космонавты», по сюжету произведения В. Бороздина «Звездолетчики»;

-ребёнок интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно придумывает небольшие стихи, загадки;

  • ребенок знаком с творчеством Б. Заходера, узнает героев в литературной викторине по произведениям поэта.

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с книжной культурой.

Существенное значение имеет определение задач формирования интереса и потребности в чтении:

- развивать интерес к художественной литературе;

- прививать интерес к чтению больших произведений;

- формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

  Основные методы ознакомления с художественной литературой:

1. Чтение по книге или наизусть.

2. Рассказывание.

3. Инсценирование.

4. Заучивание наизусть.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для среднего дошкольного возраста типичным упражнением знакомства с книгой становится целостное описание иллюстраций. Оно строится от общего впечатления - к деталям, частностям – от них к новому обобщению. Следует рассмотреть обложку, затем следует знакомство с текстом и беседа по содержанию, творческая работа детей.

Ведущим видом деятельности при работе с книгой становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Можно и должно научить дошкольника старшего отвечать правильно на него. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Заучивание стихов способствует развитию эмоциональности и выразительности речи, памяти, интереса к чтению. Надо помнить, какие стихи надо выбирать для заучивания наизусть.

Кроме того, ознакомление ребенка с книгой осуществляется через разные виды детской деятельности (изобразительную деятельность, художественный труд, ознакомление с окружающим и др.) и многие режимные моменты (игру, прогулку, подготовку ко сну и пр.).

Любят дети сюжетно-ролевые игры, в основу которых ложатся сюжеты любимых или хорошо знакомых литературных произведений. Исполняя роль библиотекаря или продавца в играх «Библиотека» или «Книжный магазин», ребенок должен уметь не только предложить книгу читателю или покупателю, но и заинтересовать ею партнера по игре. Подобные роли требуют от ребенка хороших литературных познаний, стимулируют интерес к книге и чтению.

Книжный уголок - особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у нас в руках, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - удовлетворить читательские интересы детей.

Для детей старшего дошкольного возраста книга становится важной частью духовной жизни, уже в этом возрасте появляются литературные пристрастия.

Однако детские книги размещаются не только в книжном уголке, но и во всех центрах развития ребенка

Так, книги, зоологические альбомы и другой материал о животных выставлен для детей в центре «Природа», литература о творчестве художников и народных промыслах расположена в центре «Юный художник» и т. д.

Таким образом, каждый центр детского развития имеет свой книжный мини-уголок, со специально подобранной литературой, которая периодически обновляется.

Гибкое, вариативное зонирование книжного фонда обеспечивает большой охват «читательского» внимания, свободный одновременный доступ детей к книгам разного содержания и направления.

Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

С помощью родителей собрать нужное количество книг для библиотеки. Целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время покажет результат работы: у детей возникнет интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети будут стремиться поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказывать о переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно разовьет и творческие способности детей.

В период, когда ребенок еще в основном является слушателем книги, роль взрослых в его приобщении к книжной культуре особенно важна, поэтому работа по формированию у детей интереса и любви к литературе осуществляем в тесном контакте с родителями.

За круглым столом можно обсудить проблемы литературного образования дошкольников, решать вопросы организации домашнего чтения, развития детского словотворчества.

Рекомендуется проводить семинар-практикум, нацеленный на обучение родителей приемам руководства детским чтением.

Можно вести «дневник домашнего чтения», который позволяющий не только выявлять литературные интересы ребенка, но и направлять усилия родителей по формированию грамотного читателя в условиях семьи.

В совместных делах со взрослыми дети расширяют активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают читательскую любознательность.

Чтобы сориентировать родителей в книжном мире, в родительский уголок помещаем перечень программных произведений и рекомендуемой детской литературы для домашнего чтения. Постоянно действует рубрика «Новинки детской литературы», знакомящая родителей с новыми детскими книжными изданиями.

Решая задачу формирования интереса к книге и чтению, следует помнить, что взрослый - главный посредник во взаимодействии ребенка с книгой. Приобщая детей к книжной культуре, педагоги и родители призваны заложить основы эстетического восприятия художественных произведений: сформировать бескорыстную радость, душевное волнение от встречи с добрым и красивым миром; научить испытывать сострадание и сочувствие к героям книг, мысленно ощущая себя рядом с ними или отождествляя себя с полюбившимся персонажем. Это и будет фундаментом литературного образования.

Чтобы еще больше заинтересовать детей, необходимо посоветовать родителям совместное посещение детской библиотеки.


 

Опубликовано: 11.12.2015