Открытый урок – концерт на тему: Играем музыку и размышляем»

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Сидорова Людмила Александровна

Организация: МАУ ДО «Детская школа искусств имени А. А. Алябьева»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Тобольск

Цели урока - концерта:

  • Развивать творческие способности детей.

  • Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.

  • Развивать умение слушать музыку в своём исполнении и других учеников.

  • Способствовать формированию положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.

Задачи урока – концерта:

Образовательные:

  • Выработать потребность в постоянном общении с музыкой

  • Формировать стремление к творческому поиску в процессе работы над музыкальными произведениями.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре, прививать любовь к фортепиано.

Развивающие:

  • Развивать потребность в создании творческой атмосферы, развитию сценических качеств.

Тип урока – концерта: сценические выступления с беседой преподавателя.

Форма проведения: мини – групповая.

План урока концерта:

  1. Рассказ – беседа преподавателя.

  2. Исполнение пьес учащимися.

Участники урока – концерта:

  1. Куляев Никита 2 класс 2. Арсланов Владислав 3 класс

  1. Соломатова Анжелика 5 класс 4. Томилова Юлия 7 класс

  1. Блинкова Василина 4 класс 6. Яковлева Екатерина 6 класс

  1. Васечка Анна 5 класс 8. Деточкин Максим 3 класс

  1. Бушулян Ангелина 5 класс 10. Васечка Дарья 7 класс

 

 

 

Ребята, приближается пора академических концертов, где вы обязательно будите исполнять произведения малой формы. Давайте, поговорим об этом жанре.

Пьесы малой формы составляют значительную часть нашего репертуара. Некоторые пьесы вы учите для публичного выступления, некоторые проходите в порядке ознакомления или самостоятельного изучения.

Ученики всех классов с большим удовольствием работают над пьесами малой формы. Причины вполне объяснимы. Пьесы удобны по небольшой форме, разнообразны по характеру, богаты по жанровому разнообразию. Исполняя пьесы можно познакомиться с такими музыкальными направлениями, как джаз, рок, популярная музыка.

Работа над пьесами – это закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами и классической частью репертуара.

Однако, несмотря на такую всеобщую любовь к этому жанру, работа с пьесами имеет свою специфику, свои задачи, свои трудности.

Огромное количество пьес, ставшее классикой педагогического репертуара, стремительно пополняется новыми произведениями современных авторов. Для ориентации в таком разнообразии целесообразно принять условное подразделение на основные типы пьес малой формы: жанровые пьесы, кантиленные пьесы, программно-характерные пьесы, клавирные пьесы (пьесы старинных композиторов), виртуозные пьесы, эстрадно-джазовые пьесы.

Давайте, я спрошу ваше мнение, ребята, какие пьесы в вашем репертуаре.

Куляев Никита исполняет пьесу « У гномов» композитора П. Цильхера. Какой тип этой пьесы?

Ответ: программно – характерная.

Кто считает, что и его пьесы относятся к этому типу?

Арсланов Владислав: моя пьеса Д. Кабалевского «Барабанщик» относится к этому типу.

У Соломатовой Анжелики программно – характерная пьеса Э. Грига «Одинокий странник».

Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. В то же время, каждый из выше названных типов пьес малой формы обладает целым набором особенностей и специфических трудностей, которые необходимо знать и учитывать при работе.

Жанровые пьесы – это пьесы с явно выраженной жанровой принадлежностью, обозначенной в самом названии. Это знаменитые « три кита» - марш, танец, песня. Давайте, поговорим о таких жанрах как марш и танец.

Начало обучения игры на фортепиано связано с таким жанром, как марш. Ходить под музыку – занятие понятное и знакомое ребенку с раннего возраста, с музыкальных занятий в детском садике. На раннем этапе обучения знакомство с «шагами в музыке» переходит в осознание пульса, метра и размера. Это возможность первых опытов игры в ансамбле в качестве аккомпаниатора. В сборниках для младших классов такие пьесы встречаются довольно часто. Иногда они носят образные, интригующие названия.

Работа над пьесами этого жанра развивают внутреннюю пульсацию, воспитывают метро - ритм. Еще одно немаловажное достоинство этих пьес – формирование координации. Как правило, функция аккомпанемента (метр, шаг) отдана в партию левой руки, партия правой – мелодическое начало. Помимо выполнения художественных исполнительских задач (образ, интонация) нужно научиться координировать звучность аккомпанемента и мелодии, добиться независимой работы одной руки от другой. При этом каждая рука выполняет свою специфическую задачу. Среди пьес этого жанра есть действительно ценные в музыкально-художественном отношении и крайне полезные для учеников произведения. Достаточно назвать такие как Прокофьев С.С. «Марш», «Шествие кузнечиков» соч.65, Чайковский П.И. «Марш оловянных солдатиков» и другие.

Никита Куляев исполнит «Марш» композитора Э. Сигмейстера.

Все дети, как правило, любят танцевать. Наверное, поэтому в хрестоматиях для младших и средних классов такое обилие танцевальных пьес. Это различные танцевальные жанры, среди которых преобладают вальс, полька, мазурка. Названия, как правило, очень образные, формирующие у детей не просто желание играть эту музыку, но и возбуждающие его воображение. Работа над такими произведениями дает возможность познакомиться с простыми приемами аккомпанемента. Чаще всего партия левой руки в этих пьесах строится по схеме бас-аккорд (интервал). Правильно сформированный навык исполнения этого приема левой рукой непременно пригодится на протяжении всего обучения. При этом развивается и укрепляется от природы слабый, часто проблемный 5-й палец, вырабатывается навык исполнения интервалов (двойные ноты) и аккордов, закрепляется такое важное понятие как аппликатурная позиция. Зачастую именно на таких пьесах происходит первичное знакомство с таким важным приемом в фортепианном исполнительстве как педализация.

Скажите, ребята, кто не использует педаль. Наверное, нет таких. Этот навык, мы развиваем у вас с самого начала, с первых пьес. И опять же, развивается координация и слуховой контроль при исполнении мелодии и аккомпанемента, совершенствуется навык владения метро - ритмом (сильная доля, пульсация). Среди пьес этого жанра большое количество таких, которые стали классикой исполнительского репертуара не только учеников музыкальной школы, но и мастеров сцены. Достаточно назвать произведения Ф. Шопена.

«Медленный Вальс» композитора И. Рехина исполнит Томилова Юлия.

 

Кантиленные пьесы лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения и представляют весьма значительную трудность при исполнении для учащихся разного уровня. Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнение legato. Это основной прием игры на фортепиано, и работе над ним необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе.

Кантиленную пьесу у нас играет Блинкова Василина, а называется она «Романс» композитор Р. Глиэр. У Яковлевой Екатерины кантиленная пьеса И. Эгарда «Ноктюрн» соч. 144 № 3. Анна Васечка исполняет кантиленную пьесу В. Купревича «Элегическая серенада». Работа над кантиленными пьесами дает возможность закрепления приобретенных звуковых и интонационных представлений, воспитывает слуховой контроль и культуру звукоизвлечения, осознанное отношение к фразировке и «дыханию» мелодии. Все это служит воспитанию главного навыка хорошего пианиста – умению «петь» на фортепиано, что остается, пожалуй, самой трудной задачей, так как наш инструмент по своей природе клавишно-ударный. Давайте, послушаем названные пьесы в исполнении наших девочек.

Программно-характерные пьесы составляют основу педагогического репертуара ученика младших и средних классов музыкальной школы. В сборниках мы видим большое множество увлекательных и красочных названий. Это вполне объяснимо, образное название вызывает интерес и желание исполнить эту музыку, возбуждает фантазию, творческую инициативу.

К этому типу пьесы можно отнести «Подражание народному» А. Хачатуряна. Послушайте пьесу в исполнении Деточкина Максима.

Принимаясь за работу над программно-характерной пьесой, необходимо совместно определить сюжетно-драматургическую линию развития, обозначить образный круг и исполнительские приемы, при помощи которых эти образы будут воплощаться. Исполнитель должен почувствовать себя художником за роялем. Раскрытие красочных и изобразительных возможностей фортепиано – одна из главных задач при изучении таких пьес. В процессе работы происходит закрепление основных штриховых приемов звукоизвлечения, понимание значения гармонии, динамики, педализации, фразировки, цезур.

В репертуарных сборниках старших классов мы встречаем большое количество пьес, имеющих простое название «Прелюдия». Фамилии авторов в рекомендациях не нуждаются: А. Лядов, А. Скрябин, Р. Глиэр, Д. Шостакович, Д. Кабалевский и другие. С 19 века прелюдиями называли небольшие самостоятельные пьесы различного настроения и характера. Каждая из таких пьес имеет ярко выраженный образный строй, не обозначенный в названии. Задача педагога и ученика - понять замысел композитора, вчитываясь в фактуру построения, принципы гармонизации, ладо - тональные и интонационные отношения. Ведь эти фортепианные миниатюры чаще всего являются маленькими шедеврами, и работа над их исполнением должна многому научить юного музыканта.

« Прелюдию» композитора П. Ходжаева исполнит Бушулян Ангелина.

Клавирные пьесы

Клавирная музыка – это огромный пласт европейской музыкальной культуры, который охватывает период 16-18 веков. Именно в творчестве композиторов этой эпохи формировались средства выражения, присущие только клавиру (фактура, специфическая клавирная техника, динамика, аппликатура и т.д.) - специфические особенности, которые в дальнейшем легли в основу фортепианного искусства. Клавирное творчество И. С. Баха до сих пор считается непревзойденной школой фортепианного исполнительства. Название «клавир» в старинной музыке относилось к различным инструментам: орган, чембало или клавесин, клавикорд. Эти инструменты отличаются размерами, формами и способами звукоизвлечения. Объединяет их одно – наличие одинаковой клавиатуры. Эта же клавиатура перешла по наследству к нашему современному роялю (фортепиано).

Педагогический репертуар ученика музыкальной школы включает достаточно большое количество произведений мастеров старинной музыки. В хрестоматиях 1-2 классов мы видим пьесы Г. Ф. Телемана, Д. Г. Тюрка, Г. Персела, Ж. Б. Люлли, Г. Ф. Генделя. В средних и старших классах в репертуарных сборниках появляются произведения Ж. Ф. Рамо, Ф. Куперена, К. Дакена, Д. Скарлатти, Д. Фрескобальди.

На их примерах этой музыки вы знакомитесь с определёнными видами фортепианной фактуры. Это так называемые «альбертиевы басы», «короткая» и «ломаная» октава, сопоставление регистров, динамика, инструментовочные оттенки и т.п. Совершенно особое внимание необходимо уделять вопросу расшифровки и исполнения орнаментики (мелизмов). Включая такие произведения в репертуар, мы обращаем особое внимание на выработку специфического туше, прикосновения к клавише, создающего ощущение звукового эффекта старинного инструмента. Многие произведения старых мастеров предполагают исполнение их в весьма быстром темпе (К. Дакен «Кукушка»). Сочетание всех исполнительских задач ставит многие произведения старинной музыки в разряд виртуозных пьес.

Виртуозные пьесы

Виртуозные пьесы встречаются в репертуаре ученика музыкальной школы довольно редко. Как правило, это ученики старших классов (5 – 7кл.), участники каких-либо конкурсов, где виртуозная пьеса является обязательной формой. Виртуозная пьеса предполагает сочетание многих художественных исполнительских задач и высокий уровень технической сложности (фактура, моторика, силовая выносливость).

Кому-то доступны произведения аккордовой фактуры (мальчику с крепкой, крупной ладонью). Кто-то наоборот блеснет мелкой техникой и артикуляцией (чаще девочки). Безусловно, учитываются личностные особенности ученика, его «бойцовские» качества, специфика нервной системы, сценическая выносливость.

Главный принцип в работе над виртуозной пьесой состоит в том, чтобы, решая технические сложности, помнить о главном - художественном замысле композитора. Именно его воплощению должна служить техническая сторона исполнения. Воспитание художественной техники – основная задача в работе над виртуозной пьесой.

Виртуозную пьесу исполнит Васечка Дарья А. Даргомыжский «Скерцо»

Эстрадно – джазовые пьесы

Пьесы этого направления и стиля стали активно появляться в репертуаре учащихся музыкальных школ в последнее десятилетие. Издаются специальные сборники – хрестоматии, содержащие как чисто джазовые произведения, так и доступные переложения популярной эстрадной музыки, музыки из кинофильмов и мультфильмов.

Джазовые произведения имеют ярко выраженные отличия от традиционного классического исполнения в ритмике, агогике, приемах звукоизвлечения, педализации, технических приемах.

Ученики и педагоги с удовольствием включают в работу пьесы современных авторов, написанные в стиле эстрадной музыки с использованием нетрадиционных гармоний, мелодических оборотов и т.п. Достаточно назвать таких авторов как М. Таривердиев, Е. Дога, А. Бабаджанян, В. Коровицын, В. Балаев, Е. Весняк. и другие. Такие произведения, как правило, вызывают сильный эмоциональный отклик учеников, так как обладают красивой мелодикой и оригинальным гармоническим строем. Однако в работе с такими произведениями возникают те же проблемы, что и в классических пьесах:

- фактурная насыщенность;

- акустическая координация;

- звуковая культура, соответствующая музыкальному образу;

- фразировка и дыхание;

- педализация.

Переложения популярных эстрадных произведений включаются в репертуар ученика, прежде всего для ознакомления. Это позволяет ребятам выступать на школьных вечерах перед одноклассниками. Они могут показать свои навыки дома перед родственниками и гостями. Эти произведения могут послужить моментами для отдыха ученика в качестве домашнего музицирования.

Кроме ставших классикой педагогического репертуара учебных пособий и хрестоматий выпускается большое количество современной педагогической литературы. Новые сборники содержат пьесы, которые знакомят нас с музыкой других стран, разных стилей и течений. Необходимо выбирать и включать в репертуар новые современные произведения, так как они расширяют кругозор и обогащают музыкальный слух учащегося. Длительное развитие только на классике вырабатывает некоторую односторонность слуха, привыкание к определенному гармоническому языку, вырабатывает некий стереотип восприятия музыкального произведения.

Важно определиться, какие пьесы будут готовиться для концертного исполнения, какие для классного и домашнего музицирования, а какие - для ознакомления.

Существует много замечательных сборников композиторов-классиков для молодых музыкантов. Давайте перечислим некоторые из них:

- Чайковский П.И. «Детский альбом»

- Шуман Р. «Альбом для юношества», «Детские сцены»

- Прокофьев С.С. «Детская музыка» соч.65

- Слонимский С. «Альбом для детей и юношества»

- Свиридов А. «Детский альбом»

- Коровицын В. «Детский альбом»

Наш урок-концерт на тему: «Играем музыку и размышляем» подошёл к концу я, надеюсь, что вы узнали что- то новое для себя или вспомнили уже знакомое, послушали друг друга, обменялись мнениями.

Список использованной литературы.

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978

  2. Бирмак А. Г. Воспитание художественной техники пианиста. М., 1973

  3. Копчевский Н. А. Клавирная музыка. Вопросы исполнения. М., 1986

  4. Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. К., 1979

  5. Мильштейн Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства. М., 1983

Опубликовано: 11.12.2015