Использование цифровых образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Куразова Лаура Казбековна

Организация: МБОУ СОШ №2

Населенный пункт: РСО –Алания, Моздокский район, с. Кизляр

«Без стремления к новому нет жизни,

нет развития, нет прогресса»

В.Г. Белинский

 

Информатика и информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать его в своей повседневной работе, работа в Интернете, информационная культура, умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества - таковы приоритеты нового века. Сегодня каждый педагог понимает, что без использования ИКТ нельзя говорить об образовании XXI века, века высоких компьютерных технологий.

Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более полно оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее. Всё это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, на уроках использование информационных технологий позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единый проект, включить в этот проект тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.

Возможности использования цифровых образовательных ресурсов многообразны:

- возрастает уровень использования наглядности на уроке;

- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;

- устанавливаются межпредметные связи с основами информатики;

- повышается уровень знаний учащихся;

- изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками;

- изменяется, особенно у учащихся среднего звена, отношение к ПК как к дорогой, увлекательной  игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности;

- использование ИКТ во внеурочной деятельности, при проведении внеклассных мероприятий по предмету;

- на выступлениях в педсоветах, семинарах и т.д.;

-  использование ЦОР классными руководителями. Это и классные часы, и праздники, и родительские собрания.

Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям.

  1. Электронные учебники: Прототипы традиционных учебников; оригинальные электронные учебники; предметные обучающие системы; предметные обучающие среды.

  1. Электронные учебные пособия:

Репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающие – контролирующие; игровые; интерактивные; предметные коллекции; справочники, и словари; практические и лабораторные.

  1. Электронные учебно-методические комплексы (УМК):

Предметные миры; программно-методические комплексы; предметные учебно-методические среды; инновационные УМК.

  1. Электронные издания контроля:

Тесты; тестовые задания; методические рекомендации по тестированию; инструментальные средства.

Классификация ЦОР по типу информации

  1. ЦОР с текстовой информацией: Учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно – методические материалы.

  1. ЦОР с визуальной информацией: Коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс; Модели: 2-3 –х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели. Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы.

  1. ЦОР с комбинированной информацией: Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.

  2. ЦОР с аудио информацией: Звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.

  1. ЦОР с аудио и видео информацией: Аудио – видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии.

  1. Интерактивные модели: Предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.

  1. ЦОР со сложной структурой: Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.

Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс.

  • Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.

  • Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся

  • Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).

  • Усиливает наглядность

  • Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.

  • Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.

  • Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;

  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;

  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

  • полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

  • обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;

  • обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

  • иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

  • иметь удобный интерфейс.

Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя. Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами (компетенциями). Только широкое внедрение новых педагогических технологий и новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

Список использованной литературы:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образо-

вании. М.: Полиграфический участок Института общеобразова-

тельной школы Российской академии образования.

  1. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем/ А.И. Башмаков, И.А. Башмаков – М.: Филинь, 2003

  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного про-

цесса: методические основы. М.

4.  Деревнина А.Ю. Принципы создания электронных учебников / А.Ю.Деревнина, М.Б. Кошелев Открытое образование.
5.  Куклев В.А. Опыт разработки и применения цифровых образовательныхресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильномуобразованию // Компьютерные учеб. программы и инновации.

6. Учительский портал - http://www.uchportal.ru/

8. Информатика. Базовый курс/СимоновичС.В. и др.- СПб: Издательство «Питер»,2000.
9. Методическая копилка учителя информатики: (http://www.metod-kopilka.ru/)

Опубликовано: 09.12.2015