Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Зеленкова Ирина Николаевна

Организация: МОУ Лаголовская ООШ

Населенный пункт: Ленинградская область, дер. Лаголово

На современном этапе развития школы осуществляется переход от знаниецентрической парадигмы обучения к культуросообразной. Будущее школьника зависит не столько от суммы знаний, полученных в процессе обучения, сколько от сформированности универсальных способов мышления и навыков практической деятельности.

В связи с этим усиливается коммуникативная направленность преподавания русского языка и литературы. Учитель должен формировать умение рассуждать на предложенную тему, учить формулировать тезис, приводить аргументы и делать выводы. Актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения, при котором интересы ученика оказываются в центре процесса обучения. В данной ситуации учителю необходимо создать условия для раскрытия творческого потенциала учащегося, что обуславливает применение личностно-ориентированного подхода в обучении. Вот почему учителю в современной школе не обойтись без технологий, позволяющих развивать мышление и стимулировать творческую активность учащихся.

В своей педагогической практике я использую различные методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность. Моя роль как учитель состоит в создании условий, в которых ученику захотелось бы получать знания, принимать активное участие в процессе обучения, захотелось бы мыслить, проявлять инициативу.

Одним из ключевых аспектов планирования учебной деятельности является тщательное продумывание разнообразных форм, методов и средств обучения, которые бы наиболее эффективным способом стимулировали активность и самостоятельность учащихся, учили бы их мыслить. Четко поставленная цель урока, умение предложить учащимся «веер» разнообразных приемов, работающих на осознание этой цели, – вот, по моему мнению, один из способов успешного обучения учащихся, успешного усвоения ими материала урока, материала темы.

Однако заниматься активизацией познавательной активности учащихся нельзя только на одном каком-либо уроке – это длительная и целенаправленная работа. Познавательные задачи я включаю в различные этапы урока. Например, на этапе объяснения нового материала применяю неожиданные для учащихся комбинации с целью увидеть новое в известном. Так, записав на доске дроби 6/3 и 4/10, я прошу подумать, что это за числа и как их можно сократить. Так начинается урок о сложносокращенных словах.

На уроках русского языка мы проводим большую работу с теоретическим материалом учебника. Самостоятельная работа с учебником проводится по-разному:

  • с помощью проектора проецируется на интерактивную доску слайд с номером параграфа, абзацем текста и вопросом, на который необходимо ответить;

  • в 8-9 классах применяю технологии развития критического мышления – прием «Заметки на полях» (учащиеся читают и отмечают на полях, что им уже известно, что непонятно, а что требует объяснения).

На стадии вызова или рефлексии используется прием синквейна. Например:

Вводные слова:

  • сообщает, выражает, оформляет;

  • не является членом предложения, произносится с интонацией ввода и на письме выделяется запятыми;

  • выражает отношение.

Решая частично-поисковые задачи различного уровня на уроках русского языка, учитель формирует личность, умеющую мыслить самостоятельно. К частично-поисковым задачам можно отнести:

  • задания на нахождение закономерности (на какое правило пропущены буквы в упражнениях);

  • задания на нахождение принципа группировки (в один столбик выпишите слова с пропуском гласных, проверяемых ударением, в другой – чередующиеся);

  • задания на подбор возможно большего количества примеров;

  • задания на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос.

Одной из современных педагогических технологий, способствующих организации активной совместной деятельности на уроке, является педагогическая мастерская, стимулирующая творчество, делающая учащихся активными участниками процесса обучения. Мастерская учит творчески мыслить, воображать, фантазировать и четко выражать свои мысли. После завершения урока-мастерской каждый ученик что-то свое: чувства, вопросы, размышления, а главное – опыт личного и совместного проживания и какого-нибудь, пусть маленького, открытия.

Представленный мною урок развития речи – «Обучение сочинению по самостоятельно выбранной теме». Основная заявленная тема – «Зима», учащимся же предлагалось выбрать свою, особенную, только им близкую тему в рамках заявленной на учителем. Урок состоял из следующих этапов:

I – подбор слов-ассоциаций;

II – обсуждение результатов записей;

III – выделение основных тематических комплексов;

IV – дополнение (записать по три слова, имещих близкое по смыслу значение);

V – выбор собственной темы, написание сочинения (из последних слов выбрать самое близкое, написать посередине; это микротема к теме «Зима»; объявляется конкурс на лучшее сочинение).

Подобные уроки, проведенные в нетрадиционной для основной школы форме, активизируют деятельность учащихся, повышают эффективность обучения, позволяют творчески подойти к решению любой задачи. Такие уроки позволяют создавать атмосферу заинтересованного сотрудничества.

На уроках литературы учащиеся любят составлять тематические сборники «Русские поэты XIX века о природе. Осень. Зима. Весна». Данный вид работы осуществляется в группах. Каждый ученик получает свое задание: создать презентацию, выразительно прочитать стихотворение, нарисовать обложку к сборнику, нарисовать иллюстрации.

Одним из приемов активизации мыслительной деятельности является педагогическая технология «Работа в парах постоянного и смешенного состава». При помощи этой технологии на уроке усваивается и заучивается наизусть правило (начиная с пятого класса, 5-7 минут на каждом уроке работает в парах). Также производятся взаимопроверки словарных диктантов, текстов, заученных наизусть.

Работа в группах чаще всего используется при проведении уроков обобщающего повторения. Каждая группа во время таких занятий выбирает капитана, всем участникам дается задание, развивающее мышление и стимулирующее познавательную активность.

Урок по теме «Односоставные предложения» включает следующие задания:

  • определить тип предложения и аргументировать выбор;

  • сформулировать одним предложением, о чем говорит термин;

  • найти односоставные предложения определенного вида;

  • исследовать текст по определенному плану;

  • создать текст, используя все виды односоставных предложений.

Работа в команде помогает находить ответы самостоятельно или путем коллективного решения, при этом сильные ученики корректно помогают слабым. Такой вид работы позволяет обучающимся получить положительный опыт нахождения нужных решений коллективно, развить умение доказывать свою точку зрения.

Интегрированные уроки формируют деятельный подход в обучении, в результате которого у учащихся возникает целостное восприятие мира. Интегрированные уроки решают следующие задачи:

  • помочь учащимся научиться создавать;

  • научиться делать;

  • научиться работать в коллективе.

Интегрированный урок помогает взаимосвязать знания по различным предметам на одном уроке, интегрировать различные технологии, методы, формы обучения. В нашей школе, начиная со второго класса, преподается предмет «Музейная педагогика». Изучая этот предмет, учащиеся систематически встречаются с искусством, знакомятся с высокими образцами художественного творчества, проводят исследовательскую деятельность. Одним из видов интеграции стали «дни погружения в тему». День погружения в тему «Ритм в искусстве» дал возможность показать учащимся, что все в мире взаимосвязано, ритм присутствует в нашей жизни во многих проявлениях, и стихотворная речь – одна из составляющих этого мира.

Проектное задание, которое готовили семиклассники совместно с учителем музейной педагогики, называется «Художник и война». Учащиеся подготовили презентации картин художников А. Гро и Ф. Гойи. Главная задача проекта – показать, что французский художник демонстрирует романтическую сторону войны, война для него – триумф, а испанский показывает, что война – это кровавая драма.

На уроке литературы учащиеся рассуждали о том, как изображает войну Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». Анализируя эпизод «На батарее Тушина», учащиеся увидели, что толстовский герой совершенно не соответствует романтическому представлению о герое войны. Готовя презентации к уроку («История создания романа «Война и мир», «Шенграбенское сражение в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», «Образ князя Андрея в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»), учащиеся познакомились с историей создания романа, с главными героями, ключевыми историческими событиями.

Развитие познавательной активности учащихся продолжает и во внеклассной работе. Традиционной в нашей школе стала неделя литературы «Лицейские ступени», проводимая в конце октября. Во внеклассной работе применяются разнообразные технологии: проектная деятельность, театрализация, интеграция. Пятиклассники и шестиклассники участвуют в конкурсе «Путешествие по сказкам Пушкина». Домашнее задание для каждой команды – представить свою театрализованную версию сказки. Семиклассники и восьмиклассники принимают участие в литературном ринге по произведениям Пушкина. Домашнее задание для команд – представить инсценировку отрывка из произведения Пушкина и выразительно прочитать стихотворение, посвященное Пушкину. Девятиклассники готовят литературную композицию «Пушкину посвящается…». Неделя литературы – всегда ожидаемое и интересное событие в жизни учащихся, приобщающее их прекрасному и оставляя след в душах.

Таким образом, разнообразные технологии, применяемые при проведении уроков русского языка и литературы и во внеклассной работе, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, повышают мотивацию к учению, способствуют повышению интереса к процессу получения знаний, активизируют мышления, формируют навыки самостоятельного анализа и самостоятельной работы.

Литература:

  1. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. – 242 с.

  2. Лунева Л.П. Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 53–58.

  3. Псарёва С.А. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету «Русский язык». – М.: Просвещение-АСТ, 2003. – 320 с.

  4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 226 с.

Опубликовано: 30.11.2015