Методика и практика проведения внеклассного мероприятия

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Безносикова Наталья Александровна

Организация: ГБПОУ "МССУОР №1"

Населенный пункт: город Москва

Введение

6 марта 2014 года ГБПОУ "МССУОР №1" состоялся праздничный концерт, посвященный международному женскому Дню.     

В мероприятии были задействованы обучающиеся, а также студенты в качестве помощников и участников мероприятия. Воспитатели и классные руководители привлекались для помощи организатору в подборе и примерке костюмов, репетиционном процессе, привлечению и мотивации обучающихся. В концерте приняли участие артисты всех возрастных групп  - начальной, средней, старшей школы и студенты. В качестве зрителей на мероприятие были приглашены не только обучающиеся и педагогический коллектив, но и все сотрудники училища, что требовало составления сценария и подготовки мероприятия соответственно возрастным и культурным особенностям артистов  и "ожиданиям" гостей. Но в первую очередь,  данное мероприятие являясь воспитательным, и должно было  содержать в себе воспитательные  и образовательные задачи.

Малое количество времени на подготовку мероприятия вызвало определенную структуру самой  подготовки: Воспитатели получили задание подобрать артистов и костюмы для их выступления в номерах "3 девицы под окном", "Пушкин и Гончарова", "Стилисты", "Веселые девчата", "Волшебники". Классные руководители подготовили учащихся в номерах "Весна идет" (4 класс)  и "Маме посвящается"(5 класс). Кроме того проведение мероприятия   требовало большой самостоятельности, собранности, ответственности и внимательности  артистов.

Для подготовки  номера  "Куклы"  были привлечены родители обучающейся для изготовления костюмов.

При  подготовке сценария праздника  было решено сделать акцент на создание праздничного настроения и эстетическое  развитие.  Актуальность звучания стихов русских поэтов в мероприятии объясняется  "Годом литературы в Российской Федерации", которым стал 2015 год.

Поскольку на данном мероприятии не было возможности использования технических средств (т.е. создания поздравительных видеопрезентаций, заставок и видеороликов) особую значимость приобрело цветовое решение оформления мероприятия, оформления сцены и подбора костюмов.  В декорациях и костюмах преобладали яркие красные, коралловые, оранжевые цвета для создания чувства эмоционального подъема, летней энергии и праздничного настроения. Оформлением сцены занимались студентки 2 курса, в рамках педагогической практики.

Также большую помощь они оказали при подборе материала для составления сценария  и во время проведения мероприятия, являясь ответственными за младшие классы и порядок за кулисами, т.к. в мероприятие приняло участие большое количество выступающих (более 30 человек) и многие из них выступали в нескольких номерах. Им требовалась помощь в переодевании и подготовке.

 

Цели и задачи

Собрав необходимые идеи для проведения мероприятия, рабочую группу, проанализировав творческие  способности обучающихся  была поставлена цель:

Цель

Проведение  красочного праздничного мероприятия, посвященного международному женскому Дню.

Мероприятие решало следующие задачи:

Задачи

  • воспитание положительного отношения к празднику, поздравление женщин с 8 марта
  • укрепление  семейных ценностей, бережного отношения к матери
  • развитие  навыков дружеского общения  между мальчиками и девочками, взаимодействие общностей
  • развитие эстетического вкуса обучающихся через классическую музыку и поэтические произведения
  • обучение работе на сцене: чтению стихов, пластическому раскрепощению, развитию музыкального слуха, актерской игре.

 

Подготовка

Репетиционный процесс начался за 1 неделю до мероприятия. Обучающиеся получили роли и стразу приступили к репетициям. Весь подобранный материал подошел обучающимся и практически не пришлось вносить изменения в номера и тексты сценария. Обучающиеся адекватно восприняли задачи мероприятия, и, благодаря тому, что материал им очень понравился они проявили большой интерес и самостоятельность, ответственно  отнеслись к репетициям и показали положительную активность.

 

Анализ мероприятия со зрелищной точки зрения

Поскольку целью проведения мероприятия было красочное и веселое проведение, хотелось бы проанализировать данное мероприятие с точки зрения зрелищности.

Зрелищность значит впечатление. Критериями зрелищности внеклассных мероприятий  являются:

-  массовость,

- высокий уровень исполнения,

- актуальность подобранного материала,

- темпо - ритм мероприятия.

Рассмотрим каждый пункт отдельно на основе нашего мероприятия.

Массовость  на нашем концерте была очень высокой. Выступающих было более 30 обучающихся разного возраста, помощники 3 человека. При  учете показаний зрелищности не учитывается количество помощников, которые принимали участие, ведь зрелищность мероприятия представляет собой впечатление зрителей, а  работа помощников остается за рамками концерта. Количество зрителей было очень высоким, даже не всем хватило мест в актовом зале. Поэтому я посчитала бы уровень массовости  100%

Уровень исполнения

Поскольку перед подбором артистов был проведен анализ их творческих способностей, на основе их участия в предыдущих мероприятиях, исполнительский уровень участников также был достаточно высоким. Хотелось бы отметить, что наиболее высокий уровень исполнения и отношения проявили те обучающиеся, у которых уже был опыт участия в подобных мероприятиях, а именно Глазков Роман, Сокина Алена, Морозова Ника, Ефремов Илья, Серова Лиза и Хурциалава Ксения, Никифоров Сергей. Эти обучающиеся не только исполняли представленный им материал, но и  наиболее активно предлагали свои идеи, участвовали в разработке своих номеров. Все остальные участники также отлично справились со своими ролями, хотя были и некоторые небольшие недочеты: Роземблюм Максим и Омельченко Владислав, перепутали слова, Устян Оганез сбился с ритма, исполняя песню и т.п. Несмотря на это зрители активно поддерживали исполнителей, которые подарили им много положительных эмоций. Также хотелось отметить еще один недостаток - ведущая, выступающая впервые, не справилась с волнением и недостаточно точно в некоторых местах передавала смысл слов. Несмотря на это артистам удалось показать зрителям свои возможости и старания на очень высоком исполнительском уровне. С вычетом недостатков - 90%.

Актуальность подобранного материала полностью соответствовала заявленной цели: зрители, пришедшие на праздник, чтобы получить положительные эмоции, получили их на 100%. На празднике прозвучали поздравления в адрес гостей, с ними была проведена интерактивная игра, во время многих номеров в зале был смех и радость,  а иногда слезы, каждый номер тепло приветствовался зрителями. Ярким завершением стало падение на зрителей 300 воздушных шаров, подаривших им еще больше положительных эмоций.

Темпо-ритм мероприятия учитывается при составлении сценария, для правильного представления номеров и наиболее выигрышного их восприятия зрителем. На нашем празднике также необходимо было учитывать, что многие артисты должны были переодеваться  за небольшое количество времени, а также соединение тематики номеров - от классических до номеров легкого жанра. Решено было начать со спокойных номеров, собирающих внимание гостей. 

Небольшая литературно-музыкальная композиция от 4 класса (под музыку Антонио Вивальди времена года и стихи Ф.Тютчева "Весенние воды" открыла концерт и настроила зрителей на возвышенное настроение. Продолжился концерт Стихами А.С.Пушкина о весне и любви под музыку Цезаря Кюи "Калейдоскоп".На этом лирическое начало и отступление о весне завершилось и началась основная часть.

Основная часть началась со сценки современных трех девиц под окном, и плавно перешла в интерактив со зрителями, т.к. уже наступил момент, когда после трех номеров разговорного жанра необходимо было взбодрить гостей. Внимание зрителей после интерактива сразу переключилось на сцену, когда на ней появился Глазков Роман, на высоком уровне исполнивший песню "Любите девушки". После такого сильного, яркого  номера, сложно было подобрать материал, который бы превосходил по эмоциональному накалу  исполнение Ромы.

Таким образом необходимо было переключить внимание зрителей на противоположные чувства - с этой задачей прекрасно справился блок, посвященный Матери, ведь 8 марта у многих ассоциируется с праздником мам. Ученицы 5 класса исполнили песню "Женский праздник", успокоив зрителей, мальчики 5 класса обратились к матерям с поздравлением, а обучающиеся отделения "Вольная борьба" исполнили песню о маме. Эти номера были на ровном эмоциональном уровне, дав зрителям немного эмоционально отдохнуть. 

Далее для обеспечения зрелищного завершения концерта все номера должны  идти по нарастающей эмоциональной нагрузке. После исполнения песен и стихов, был исполнен танец под современную обработку музыки П.И.Чайковского "Щелкунчик", который вывел зрителей из состояния легкой грусти, а далее  проведен конкурс причесок, в котором зрители определили победителя своими аплодисментами.

Положительную реакцию зала получил Устян Оганес,  порадовавший женскую пловину гостей песней "8 марта",  и на высоком эмоциональном уровне подвел зрителей к заключительному номеру "Веселые девчата", ставший кульминацией всего концерта.

Артисты собрались на сцене и на зрителей были сброшены 300 воздушных шаров. Завершился праздник фотосессией - особой популярностью на ней пользовались "Веселые девчата",  и стилисты, заплетавшие волосы во время конкурса. Темпо-ритм нашего праздника соответствовал основым законам зрелищности и обеспечил проведение мероприятия на высоком  уровне. Зрители ушли с положительными эмоциями и отличным праздничным настроением.

 

 

 

 

 

 


Выводы

Содержание мероприятия полностью соответствует поставленной цели и задачам мероприятия. Подобранный материал носит высокий уровень соответствия воспитательным и образовательным задачам.

 Об этом говорит эмоциональная насыщенность мероприятия, о которой можно было судит по реакции зрительного зала, а также эмоциональный интерес артистов во время подготовки и выступления.

Учитывая возрастные особенности обучающихся и гостей праздника были использованы различные приемы и методы репетиций и проведения мероприятия:

- индивидуальная работа,

- метод репетиций по системе К.С.Станиславского,

- метод коллективного обсуждения,

- видеоанализа,

- монтажная и генеральная репетиции.

Особенность  работы  педагога-организатора  при подготовке и проведении праздника 

- обеспечение  взаимодействия различных общностей, принимавших участие в мероприятии,

- организации общения субъектов, принимавших участие в мероприятии,

- создание условий для выражения мыслей  и чувств обучающихся относительно праздника,

- направление самостоятельной работы обучащихся  и самореализации в различных видах искусства,

- развитие обучающихся в интеллектуальном, двигательном, музыкальном и художественно-эстетическом направлениях.

Педагогическая ценность мероприятия заключается в том, что многие обучающиеся проявили себя как  талантливые исполнителями, внесли вклад в разработку мероприятия, что говорит  о проявлении интереса к общественной жизни, об их и стремлении развиваться, нести ответственность за свои действия и поступки.

Опыт проведения мероприятия будет учитываться при подготовке аналогичных мероприятий, а также при проведении мероприятий различных направленностей с участием обучающихся МССУОР №1.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые материалы

1) Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
2) Федеральные государственные образовательные стандарты(ФГОС)

3)  Бахтин Н. Н. Театр и его роль в воспитании / В кн.: В помощь семье и школе. —  М, 1911

4)К.Станиславский "Работа актера над собой"

5)БАЗАНОВ. Работа над новой постановкой

6) БУРОВ. Режиссура и педагогика

 

Опубликовано: 21.03.2015