Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Ширманова Елена Николаевна

Организация: МАДОУ №3

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Полысаево

Аннотация: В последнее десятилетие особенно остро встаёт проблема подмены игровой деятельности целенаправленным обучением. В статье рассмотрены возможные причины утраты традиций организации игровой деятельности дошкольников, роли взрослых (родителей и педагогов) в организации и руководстве игрой детей.

Ключевые слова: дошкольник, игра, игрушка, общение.

Дошкольный период развития человека самый благоприятный и важный для познания окружающего мира во всех его красках и проявлениях. Процесс познания происходит постоянно и активно. Основными видами познания действительности и развития личности для дошкольников является элементарное экспериментирование и игра.

К сожалению, сложившаяся в России культура игры, в современном мире теряет свои позиции. Остро встаёт вопрос об утрате традиций организации игровой деятельности дошкольниками [1]. Педагогическим сообществом в последние десятилетие на страницах Интернете и СМИ активно обсуждается данный вопрос, называются следующие причины и предпосылки возникновения данной проблемы:

— Игры, в которые играли родители, дедушки и бабушки современных дошкольников стали для детей неинтересны, и соответственно те приёмы, методы, формы организации игровой деятельности, которым годами обучали воспитателей в педагогических учебных заведениях, а затем отрабатывали их на практике и применяли в профессиональной деятельности, в изменившихся условиях «вдруг» перестали работать.

— Нарушена трансляция игры (передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям) из-за преобладания однодетных семей [1].

— Добавим к этому сенсорную агрессию среды окружающей малыша [3]: чрезмерное изобилие игрушек, которые к тому же не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию (розовые слоны из плюша, куклы Братц, Винкс и пр., внешне отдалённо напоминающие образ девочки, роботы трансформеры, монстры, киборги и т.д.).

— Утрата традиционного назначения игрушки (Игрушка – воплощение того, что есть в реальной жизни, или того, что выдумано. Она допускала возможность ее вариативного использования ребенком в зависимости от сюжета игры, давала волю фантазии).

— Современные детские мультфильмы имеют взрослый агрессивный сюжет. Их герои непонятного происхождения и внешне мало напоминающие реальных животных (свинка Пэппа и её семейка, хлебоутки и т.д.).

— Происходит постепенная замена активных видов деятельности пассивными (активная творческая игра заменяется развивающими мультфильмами) [3].

— Раннее компьютеризирование ребёнка (современный трёхлетний ребёнок умеет управляться с компьютером, чтение книг заменено компьютерными играми, развивающими программами).

— Отсутствие у ребёнка информации о профессиональной деятельности родителей и близких родственников. Одна из причин этого: современные мамы и папы не могут доступно объяснить ребёнку, чем занимается риэлтор, мерчендайзер, менеджер, дилер и т.д. Есть и другие достаточно очевидные причины ухода игры из дошкольного детства. В настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Строгое зонирование игрового пространства групповых комнат лишает ребенка свободного проявления творческих способностей. В таких условиях дошкольник вынужден не фантазировать, подпитывая свой интерес к игре, а только подражать взрослым, имитируя их действия. Как ни удивительно, эта проблема обсуждалась педагогами и 100 лет назад. Так, российский педагог Л.Г. Оршанский еще в 1911 г. поднимал вопрос о влиянии на психику ребенка игрушки, «очень близкой к действительности», а также тех «полезных» игрушек, которые мы сегодня называем «развивающими». Такие игрушки, считал он, не приносят ребенку никакой пользы. Они не будят фантазию, не волнуют душу ребенка, не дают работы его уму — все уже сделано на фабрике. В результате фантазия притупляется, способность радоваться падает, а в душе не рождается ничего нового. При этом он ссылается на слова немецкого педагога К. Ланге о том, что взрослые допускают большую ошибку, считая, что чем ближе к действительности и реалистичнее исполнены игрушки, тем большую пользу приносят они детям [1]

Возникает вопрос: «Только ли в игрушке дело?» Думаем, что нет, так как организация сюжетно-ролевых игр требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Отсутствие у дошкольников соответствующего опыта и соответственно представлений образа взрослого взаимодействующего в различных социальных и профессиональных связях, является препятствием для развития в детских играх профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых. В связи с чем, всё чаще детская игра сводится к простому манипулированию с яркой модной игрушкой. А весь сюжет этой «игры» ребёнок основывает на информации СМИ и компьютерных игр. Что приводит к резкому сокращению продолжительности игрового действия в связи с потерей интереса к предмету. Об отсутствии у детей игрового опыта и умения развивать игровой сюжет свидетельствуют и результаты многочисленных исследований. Игры современных дошкольников отличаются однообразием сюжетов (захватить мир или его спасти), героев (черепашки-ниндзя, человек паук, монстры, феи Винкс), их действий и фраз. По своей сути они далеки от того образа игры, который был описан Д.Б. Элькониным. На содержание детских игр оказывает решающее влияние меняющиеся социокультурные условия их жизни. Из детского наблюдения ушли ряд профессий, которые являлись основой сюжетно-ролевой игры. Например, игра «Магазин» предполагала наличие одного продавца с определённым функционалом. Современные дети играют в «Супермаркет», где кассир выполняет роль, отдалённо напоминающую роль традиционного продавца магазина. В детском саду дошкольники уже не организуют игру «Парикмахерская», в группе создан уголок «Салон красоты» с набором необходимых атрибутов для игры. Играя в больницу, дошкольники 70-80-х годов XX века уколы больным ставили тоненькой палочкой (шприцем), лист подорожника служил ватным диском, конфеты «морские камешки» были очень волшебными пилюлями, которые лечили все болезни. Для игры «Больница» в современных дошкольных учреждениях отведены отдельные игровые зоны с реальными атрибутами для игры (шприцами, ватой, бинтами и т.д.). Работа дошкольных учреждений последнее десятилетие ориентирована на выполнение «социального заказа» родителей, которые игру все чаще рассматривают как развлечение и бесполезный досуг. Педагоги, стремясь выполнить заказ (обучить и подготовить к школе) подменяют игру целенаправленным обучением и овладением полезными умениями. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение дошкольником учебных навыков (главным образом чтения, счета, письма). Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками? Причины этого заключаются в следующем:

1. Неумение взрослых (педагогов, родителей) играть вместе с ребенком.

2. Стремление педагогов детских садов выполнить «социальный заказ» родителей (научить читать, считать, писать). В результате больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре, от насыщенности и эмоциональности которой в дальнейшем зависит успешность ребенка.

3. Недостаточное внимание просветительской работе среди родителей по вопросам организации игр.

В связи с выделенными причинами, меняются и требования к педагогу. Ему необходимо уметь ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка, естественной потребностью в игре и пользой для него, способствуя адекватной социализации ребенка. Кроме этого, он должен сам уметь организовывать игры с детьми и руководить игровой деятельностью.

В свою очередь руководство игрой требует от взрослого, во-первых, глубоких знаний теории игровой деятельности, так как «…без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку» (А.Н. Леонтьев) [2]. Во-вторых, владения профессионально-педагогическими качествами такими, например, как умение наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности; проектировать её развитие, планировать приемы, направленные на это развитие; обогащать впечатления детей с целью развития игр; оказывать помощь в выборе наиболее ярких впечатлений, которые могут послужить сюжетом хорошей игры и т.д.

Процесс руководства игрой сложный. Это связано в первую очередь с тем, что игра является свободной детской деятельностью. Поэтому педагогу в процессе педагогического общения необходимо сохранить эту свободу и непринужденность. Оптимальное педагогическое общение возникает чаще всего при условии принятия на себя взрослым одной из ролей и обращение к детям условно через роль (в гости пришёл Мишутка и попросил пришить ему лапу; кукла Маша рассказывает, какого цвета у неё сегодня одежда). Благоприятствует построению позитивного общения в игровой деятельности знание педагогом реальной ситуации взаимоотношений детей в группе, умение регулировать их, влиять на создание благоприятных в педагогическом отношении игровых группировок.

Таким образом, если тенденция утраты интереса дошкольников к игре и перевод её взрослыми (педагогами, родителями) из ведущего вида деятельности в разряд метода обучения не пойдёт на спад, то в скором времени это может привести к кризису игровой культуры. Взрослым стоит помнить, что игровая деятельность имеет исключительную важность для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей [4,5].

Литература:

1. Андреева А.Д. Детская игра как проблема современного образования–/ А.Д. Андреева. — Журнал «SCIENCE TIME» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: file:///C:/Users/Ольга/Downloads/detskaya-igra-kak-problema-sovremennogo-obrazovaniya.pdf

2. Пахомова В.В. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО /В.В. Пахомова. — Эл. журнал «Вестник педагога» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=6519

3. Проблемы игры современных дошкольников // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.maam.ru/detskijsad/problemy-igry-sovremenyhdoshkolnikov.html

4. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании / Е.О. Смирнова. – Эл. журнал «Психологическая наука и образование», № 3 2013 г. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_3_3402.pdf

5. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Игра и произвольность современных дошкольников [Текст] // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 12–20.

Опубликовано: 17.09.2018