Познавательные универсальные учебные действия как один из результатов освоения предмета «Физика»

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Обухова Екатерина Андреевна

Организация: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

На сегодняшний день главной целью образования в Российской Федерации является формирование личных качеств человека, дающих возможность учиться и развиваться самостоятельно. Данная необходимость возникла по причине постоянного технологического и научного прогресса, так как высокий темп обновления требует постоянного самообучения и саморазвития. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения выдвигают в результате и в качестве цели основного образования «развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий».

Согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования, универсальные учебные действия (УУД) это «совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования выделяют четыре блока универсальных учебных действий:

  1. Личностные.
  2. Регулятивные.
  3. Познавательные.
  4. Коммуникативные.

Познавательные УУД включают в себя действия по поиску, отбору, анализу необходимой информации и дальнейшей ее переработки путем структурирования, моделирования, подбора оптимального способа решения задач, а также логические действия.

Одним из общеобразовательных предметов, способствующих развитию познавательных УУД являются уроки физики.

Информация о физической величине, технологическом процессе, о самом понятии «явление», рассмотрение понятий «закон, теория, прибор», то есть информация объединенная, или обобщенного характера, способствует формированию приемов и действий умственной деятельности, возможность и умение формировать, отбирать, и самостоятельно работать с литературой (как учебной, так и общего развития), выделять из прочитанного главную мысль и в том числе – формируется умение в произвольном воспроизведении текста, а не механическое заучивание.

Овладение познавательными УУД приведет к формированию у обучающихся таких способностей, как:

  • Самостоятельное усвоение новых знаний;
  • Умение усваивать новую информацию;
  • Умение и компетентность;
  • Самостоятельная организация учебного процесса и усвоения; то есть формируется умение учиться.

С помощью работы с рисунком, графиком, таблиц, действиями при выполнении эксперимента и наблюдением за демонстрацией явлений, в образовательном процессе на уроках физики можно рассматривать не только одну тему, но в целом и несколько тем, также можно рассматривать целый раздел: например, при изучении механических и электромагнитных колебаний, раздел оптики, колебательные системы. В таком случае можно провести параллель между взаимосвязями явлений и процессов, связать их друг с другом и построить логические цепочки между данными явлениями и процессами.

В этом случае, самостоятельная работа учащихся заключается в следующем:

  • Разнообразные формы работы, которые можно связать с решением различного рода задач;
  • Лабораторные работы и физический практикум;
  • Фронтальный эксперимент с элементами исследования;
  • Виртуальный лабораторный эксперимент с элементами исследования;

При обучении учащихся предмету физика, вся учебная деятельность, связанная с проведением физического эксперимента (реального или виртуального), оказывается комплексной, и включает в себя:

  • Планирование;
  • Моделирование;
  • Выдвижение гипотез;
  • Наблюдение;
  • Подбор приборов; построение установок;
  • Измерение;
  • Представление и обобщение результатов;

Чтобы была возможность применить все эти виды деятельности, применяется экспериментальный метод познания физических явлений.

Выполнение работ физического лабораторного практикума может быть связано не только с традиционной деятельностью, но и с возможностью провести самостоятельную и творческую деятельность учащихся. В физическом лабораторном практикуме можно предложить учащемуся индивидуальную работу и как следствие – подобрать какие-то нестандартные задания, использовать творческий подход к выполнению поставленных задач, как пример – это постановка новой лабораторной работы. В этом случае возможно развить познавательные УУД, так как ученик в одно время выполняет те же самые задания, что и остальные учащиеся, но подход к выполнению работы нестандартный, поэтому конечный результат не будет известен ни ученику, ни учителю вплоть до конца выполнения работы.

В этом случае есть возможность проверить не сколько выполнение физического закона и подтвердить или опровергнуть ранее известную гипотезу, а проверить умение ученика и способность его к постановке и выполнению самостоятельного физического эксперимента. Проведя необходимые измерения и оценив возможную погрешность эксперимента, учащийся может оценить свои ошибки, путем сравнения с известными данными и, если погрешность действительно велика, попробовать найти и устранить источники совершенных ранее ошибок.

Также в виду индивидуального подхода к формированию познавательных УУД, можно предложить учащимся провести свой собственный эксперимент, начать исследовательскую деятельность, вывести неизвестные закономерности или возможность сделать новое изобретение.

Резюмируя все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что овладение универсальными учебными действиями способствуют самостоятельному успешному усвоению знаний обучающимися в будущем. В то же время, многообразие предметов общеобразовательной программы позволяет на разных предметах делать акцент на развитии разных блоков универсальных учебных действий. Так, предметы естественно-научного цикла имеют большой потенциал для развития познавательных УУД. Проведение экспериментов на уроках физики, работа с гипотезами, фактами и явлениями способствует развитию исследовательских навыков обучающихся. В тоже время, применение на уроках физики не только традиционных приемов и способов проведения урока, но и использование новых современных технологий (например, виртуальных лабораторных работ), может качественно повысить процесс формирования УУД.

 

Список литературы:

  1. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.
  2. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.
  3. Федеральные государственные стандарты общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. – 2е изд. – М.: Просвещение. 2011. – 159 с.
  5. Конспекты уроков по физике и астрономии // Уроки.нет. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.uroki.net/docfiz.htm
Опубликовано: 13.02.2018