Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Кучина Алсу Растамовна

Организация: МАДОУ Детский сад № 72

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка в стране вызывает большое беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут дети. Учитывая, что большую часть времени дошкольники проводят вне дома, главная роль в обучении дошкольников основам безопасности принадлежит воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

Основной целью в работе является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. Основные задачи работы с детьми дошкольного возраста: формировать представление о некоторых видах опасных ситуаций; приобщать к способам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях, а так же в различных видах детской деятельности; расширять и уточнять представления о некоторых источниках опасности для окружающего мира; воспитывать аккуратность при работе с острыми предметами, бережное отношение к природным ресурсам и природе.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей началась с выявления уровня их знаний и интересов, которые проводились в форме беседы, наблюдений, игр. Данная работа ведется через: организованную деятельность детей – игры, экскурсии, тренинги, проблемные игровые ситуации; совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; свободно-самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

По обучению детей безопасному поведению используем программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, Н.П.Авдеевой, О.Л.Князевой, в которой раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей и программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, которая предусматривает знакомство с основами безопасности детей дошкольного возраста.

В целях успешной реализации основных целей и задач данной программы был разработан перспективный план работы, в который включены все вопросы по обучению безопасному поведению детей в быту, на улице, в природе, в соответствии, с которым организуется воспитательно-образовательная работа с детьми по шести разделам программы.

Так работая по первому разделу «Ребенок и другие люди» мы через дидактические игры «Злой или добрый», «Узнай по описанию», чтение книг, беседы, инсценировки, показ видеофильмов рассказываем детям о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. На примере сказок «Красная Шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят» рассматриваем и обсуждаем возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого и объясняем детям, как следует вести себя в подобных ситуациях.

Запланированные по второму разделу «Ребенок и природа» экскурсии и целевые прогулки, беседы и развлечения, загадывание загадок и разгадывание ребусов, участие в дидактических играх: «Сигнальные знаки», «Съедобное – несъедобное» помогают детям понять, что в природе все взаимосвязано, что загрязнение человеком окружающей среды ухудшают экологические условия, а это сказывается на здоровье человека и на всей живой природе.

Заучивание стихов, пословиц и поговорок об опасных предметах, использование дидактических игр «Опасные предметы», «Огонь-друг, огонь-враг», «Позвони и расскажи» в разделе «Ребенок дома» помогает детям усвоить прямые запреты на пользование некоторыми предметами домашнего обихода (розетки, электроприборы, лекарства). Книжка-малышка «Пожарная тревога глазами детей», которую мы изготовили вместе с детьми, учит их первым действиям при пожарной тревоге. Дети рассматривают альбомы: «Пожарное дело», «Из истории пожарных», «Пожарная техника», где пополняют свои знания интересующими их вопросами. Во время проведения игры «Набери правильно номер» дети учатся пользоваться телефоном, чтобы уметь позвонить в нужную службу безопасности.

В работе по разделу «Здоровье ребенка» используем дидактические игры «Одень куклу по погоде», «Полезные привычки», через которые дети учатся прислушиваться к своему организму, изучать его. В процессе физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр у детей развиваются представления о полезности, целесообразности физической активности и закаливании.

Организуя работу по разделу «Эмоциональное благополучие ребенка» создаем благоприятную атмосферу в группе. Знакомим детей с человеческими эмоциями, учим определять настроение, эмоциональное состояние людей. Проигрываем сценки, играем в сюжетно-ролевые игры «Наша улица», «Шофер» в которых атрибуты дети делают совместно с нами, так же заучиваем стихи, используя разное настроение человека (радость, грусть, безразличие), где дети пополняют свой словарный запас новыми словами и выражениями.

  • разделе «Ребенок на улице» изготавливаем совместно с детьми макеты улиц, дорожные знаки, которые помогают им узнать устройство проезжей части. С детьми проводятся экскурсии по городу: к перекрестку, к светофору (они имеют возможность наблюдать за тем как люди переходят улицу и самостоятельно сделать вывод, правильно или неправильно поступают), экскурсии по улице, на которой расположен детский сад – дети сами находят опасные места (люки, крутые повороты, ямы), на которые следует обратить внимание, чтобы избежать травмы или не попасть под машину. работе используются красочные иллюстрации «Запрещается! Разрешается», вырезки из журналов и газет «Опасные ситуации в жизни детей», буклеты «Осторожно – дорога!». Для закрепления знаний детей проводим праздники «Путешествие в страну Светофорию», досуги и развлечения «Красный, желтый, зеленый». Совместно с детьми участвуем в городских конкурсах по пожарной безопасности и по правилам дорожного движения, оформили плакаты: «О правилах дорожного движения и в шутку и всерьез», «Для одних огонь – игрушка, для других – огонь беда».

Работа с детьми строится в тесном взаимодействии с родителями, которые активно участвуют в организации педагогического процесса в детском саду. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, используем разнообразные формы взаимодействия с семьей: 1). Анкетирования помогли выявить затруднения, которые родители испытывают, прививая навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города, в общественных местах. 2). Групповые и индивидуальные консультации: «Причины дорожно-транспортных происшествий», «Ребенок и улица», «Почему возникают пожары?», «Как уберечь ребенка от опасности?» 3). Подобран наглядно-тематический материал для родительского уголка: «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Родителям о правилах дорожного движения», «Человек перед лицом огня». 4). Оформлены папки-передвижки: «Я остался дома», «Жизнь полна неожиданностей», «Чтобы не было пожара», «Первая помощь в опасных ситуациях». 5). Созданы газеты «Опасности жизненных ситуаций», «Опасности на дорогах» и буклеты «Веселый Светофорик», «Огонь - друг, огонь – враг».

Результаты диагностики показали качественный рост знаний детей. Если на начало 2015-2016 учебного года с высоким уровнем знаний не было ни одного ребенка, то к концу 2015 - 2016 учебного года с высоким уровнем – 66,4 %, со средним уровнем – 25,3%, с низким уровнем – 8,3%. По результатам анкетирования родителей дети сами стали направлять взрослых к пешеходному переходу, указывать на переход через дорогу на нужный сигнал светофора, рассказывать им о пользе и опасности спичек, а так же бытовых и нагревательных приборах, стали правильно называть телефоны экстренных служб.

Таким образом, систематичность и плановость, использование различных форм и методов работы позволила повысить уровень компетентности родителей и детей по воспитанию навыков личной и общественной безопасности.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность [Текст]: Учебное пособие / Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева. - СПб.: Детство – пресс, 2004. – 144 с. – ISBN 5-89814-121-9
  2. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б., Федотова А.Н. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Романова, А.Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. – ISBN 5-89144-529-8
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст]: Книга для восп-лей дет. сада / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. – 94 с. – ISBN 5-09-010385-2
  4. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Правила и безопасность дорожного движения [Текст] / О.А. Скоролупова. - М.: ООО Издательство Скрипторий, 2004. – 80 с. – ISBN 5-98527-012-2
  5. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с. – ISBN 5-89144-647-2
Опубликовано: 30.12.2017