Театрализованная деятельность как средство преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с ОВЗ

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Овчинникова Вера Анатольевна

Организация: МАДОУ д/с №72

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Нарушения речевого развития, будь то ФФНР, ОНР, заикание и др., рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения и отражается на формировании всей психической жизни ребёнка.

Театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие и обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

В театрализованной деятельности формируется личность ребенка, реализуются его потенциальные возможности, первые творческие проявления, происходит интенсивное развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы. Театрализованная игра может изменить отношение ребенка к себе, способы общения со сверстниками и раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность в коррекционной практике строится на следующих функциях:

- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ через театрализованную деятельность основана на следующих принципах:

- принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка.

- принцип творческой, гуманной направленности, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

- принцип интеграции, способствующий развивать тесную связь с другими видами деятельности (речевой, музыкальной, художественной и др.)

- принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

- принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач.

Чтобы реализовать эти принципы и достичь желаемых результатов, как правило, мы начинаем с обучения детей артикуляционной, дыхательной гимнастики и пальчиковых игр. Это помогает развитию дыханию и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией.

В свою работу с дошкольниками включаем словесные игры, развивающие разнообразную интонацию, логику, связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Мы стремимся к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делаем то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. В коррекционной работе с детьми с ОВЗ всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Именно поэтому так велика роль стихов. Они носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравится детям диалогические стихи. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается и общается с партнёром. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Мы с детьми еженедельно учим новые стихи по лексическим темам и плюс к праздникам и развлечениям.

В коррекционную работу с детьми используем ритмопластику. Она включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.

У детей с ОВЗ наблюдается перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность («развязность») движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лежа на полу. Эта работа проводится в разные режимные моменты.

Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он, например, поднимает упавшую игрушку. А делать то же самое, когда за тобой наблюдают не так-то просто. В этом нам помогают театрализованные этюды. Темы для таких этюдов близки и понятны детям (ссора, обида, встреча). Умение общаться с другими детьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (знакомство, просьба, благодарность, угощение, разговор по телефону, утешение, поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываем этюды на основные эмоции (радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх). Если этюды разыгрываем по сказкам, то вначале определяем характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный и т. д) и формируем его речевую характеристику. Ведь каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными. А также в период обсуждения используем настольные и дидактические игры.

Создание спектакля (драматизации) с детьми ОВЗ очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки как неактивных, так и гиперактивных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Во время драматизации формируются такие качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить своё личное мнение; активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и познанием другого человека. Всё это важно для детей-логопатов. Они с удовольствием берут в руки персонажей кукольного, настольного, пальчикового театра и от их лиц рассказывают. Кукла провоцируют детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

Театрализованная деятельность с детьми с нарушением речи способствует развитию:

- психофизических способности (мимики, пантомимики, умению владеть своим телом, напрягать и расслаблять различные группы мышц, координации движений, гибкости, выносливости);

- связной речи (монолог, диалог);

- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти, выдержку и др.).

- знаний об окружающем мире;

- чувства коллективизма и самостоятельности;

Всё это даёт основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития и преодолению коммуникативной дезадаптации у детей с ОВЗ.

Литература:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011

3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

4. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

Опубликовано: 08.12.2017