Организация проектной деятельности обучающихся в условиях общеобразовательной школы

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Васильева Татьяна Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №19

Населенный пункт: Тверская область, г. Вышний Волочек

Развитие интереса к предмету невозможно без активной познавательной деятельности. Поддерживать интерес к деятельности необходимо через стимулирующую мотивацию, являющейся актуальной потребностью для самого ребенка. В поддержании такого интереса в учебном процессе (на уроках и во внеурочной деятельности) применяется проектно-исследовательская технология, но необходимо четко разграничить на уроках проектную деятельность и исследовательскую деятельность. При выполнении проекта мы создаем то, чего еще нет, а при исследовательской деятельности исследуем то, что уже есть: объект, явление.

 

Среди большого многообразия инновационных педагогических средств и методов, активно применяемых в настоящее время в обучении школьников, метод проектов занимает особое место. При условии правильной организации он приводит к результатам, значимость которых трудно переоценить: школьники перестают просто выполнять предписанные действия за оценку – они начинают критически оценивать ситуации, самостоятельно планировать собственные действия и осознавать ответственность за результат.

 

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проектов.

 

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в США. Основоположником является американский философ Джон Дьюи (1859-1952). Дьюи считал, что опыт и знание ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов.

Метод приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России, где использовался в школьном и вузовском обучении.

В конце XX в. интерес к идеям Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности учащихся.

 

Исследователи по - разному объясняют значение словосочетания «метод проектов». Метод проектов определяется как:

  • Способ обучения через делание (Дж.Дьюи)
  • Образовательная технология (Е.Карпов)
  • Система обучения (А.С.Сиденко)
  • Педагогическая технология (И.Чечель)
  • Способ достижения дидактической цели (Е.С.Полат)

 

Проект – это цельная работа, в которой оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание или опыт, и которая выполняется учащимся самостоятельно (под руководством педагога, с помощью родителей). Но работу, выполненную кем-то из взрослых вместо ребёнка, нельзя считать проектом.

С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания.

 

Учебный проект с точки зрения педагога – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, а именно учить:

  • поиску нужной информации;
  • планированию и целеполаганию деятельности;
  • проведению исследования (выдвижению гипотезы, анализу и обобщению);
  • практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых ситуациях;
  • умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме.

 

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

 

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

 

Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.

Первая – это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен не блестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.

Вторая группа – это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» – сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов.

Но это тоже своеобразный результат их работы.

Третья группа – это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.

 

Проектная технология – это последовательная совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

 

При работе над проектами реализуются следующие принципы:

Основные принципы проектирования:

  • добровольность;
  • учёт возрастных, психологических, творческих особенностей учащихся;
  • учёт региональной специфики;
  • интеграция учебной и внеклассной деятельности;
  • системность.

 

Актуальным остаётся вопрос о типологии проектов. Существуют классификации проектов по различным признакам:

  • по продолжительности;
  • по ведущей деятельности учащихся;
  • по области знаний;
  • по характеру контактов;
  • по сфере применения результатов;
  • по предметной области;
  • и другие.

Работа над проектами предполагает этапность работы:

Этапы проведения проекта:

    1. подготовительный или вводный (погружение в проект);
    2. поисково - исследовательский;
    3. трансляционно-оформительский;
    4. заключительный.

 

Необходимость развития у детей проектных умений обусловлена социальным заказом современного общества.

Участниками проектного процесса являются: обучающиеся, учителя, администрация, руководители опытно-экспериментальных лабораторий, классные воспитатели, библиотекарь, психологи. Все участники находятся во взаимодействии, их функциональные обязанности разграничены.

 

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом к обучению. Поэтому проектная деятельность учащихся реализуется в опыте автономного поведения (автономность) и опыте межсубъектного взаимодействия (совместность).

 

Меняется роль учащихся: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро - и макросоциуме.

 

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены:

– видеофильм;

– альбом;

– бортжурнал «путешествий»;

– компьютерная газета;

– альманах;

– доклад;

– рекламный проспект;

– набор открыток;

– планшет;

– плакат;

– инструкция и т.д.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у детей.

 

Результатом проектной деятельности являются сформированные в школьный период проектные умения. Они группируются, исходя из опыта автономного поведения (автономность) и опыта межсубъектного взаимодействия (совместность) учащихся.

К таким проектным умениям относятся:

• умение – проблематизация;

• умение – целеполагание;

• умение – планирование;

• поисковые (исследовательские) умения;

• коммуникативные умения;

• презентационные умения;

• рефлексивные умения.

 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.

 

Через организацию проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности можно решить ряд важных вопросов:

  1. Повышается самооценка ученика. От проектной и исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс, желание расширять собственные горизонты. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлечь интенсивной познавательной деятельностью.
  2. Проектная и исследовательская деятельность помогает учащимся реализовать одну из своих главных потребностей – потребность в общении, познании себя и своих возможностей. Общение происходит в ходе исследования (групповая работа, экспедиции, встречи, конференции и т.д.). При этом приобретается навык содержательного общения.
  3. Немаловажное значение имеют также отношения между учеником и учителем, которые возникают при выполнении исследовательских задач. На решение любой исследовательской задачи затрачивается время. Ученик и учитель несколько раз встречаются и обсуждают проблему. На этом этапе и создаются новые отношения. Это отношения партнерства.

 

Когда обучение не репродуктивное, а основано на поиске, творчестве, тогда в нем есть всё то, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить желание познания.

Опубликовано: 19.11.2017