Проблема расширения базисной культуры педагогов, занимающихся приобщением дошкольников к национальной культуре

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Тихонова Ирина Сергеевна

Организация: МАДОУ Детский сад №36

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

Автор: Белорунова Светлана Владимировна

Организация: МАДОУ Детский сад №36

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что без знания прошлого нельзя понять настоящее и, в известной мере, предвидеть будущее. Поэтому ни один человек не может быть и даже считаться образованным без представления об истории его народа, его страны. Особую важность при этом имеет изучение родного края, ибо только знание всех периодов его развития дает возможность уяснить и оценить современную ситуацию. Народы в своем историческом развитии создали высокую педагогическую культуру, и именно учитель сможет донести до детей всю красоту этноса. Восстановление национальных традиций, любовь к своему народу, языку, культуре, общечеловеческим ценностям невозможны без специальной подготовки учителя, поэтому в настоящее время все больше и больше возрастает необходимость изучения истоков этнокультурного наследия будущими педагогами.

Нравственное, духовное формирование личности происходит путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и социально-этических отношений, и общечеловеческих гуманистических взаимоотношений в целом. Нормы этих отношений четко зафиксированы в народных традициях, нравственных проповедях религиозной культуры. И выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы, утвердившиеся в социуме, обеспечившие их выживание и активное функционирование. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Такой памятью выступают духовные, материальные ценности этноса, устные, письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство.

До недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно учитывались национальные особенности, традиции, обычаи, опыт народной педагогики. Вместе с тем еще К. Д. Ушинский отмечал- «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным должно быть пронизано народностью».

Дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран всей эпохи, он пришел к выводу, что общей системы воспитания всех народов не существует не только на практике, но и в теории. «У каждого народа, - писал К. Д. Ушинский, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец точно также нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы».

Современными для нашего времени являются мысли великого педагога, по достоинству оцененного историками как основателя народной педагогики, о том, что на воспитание большое влияние оказывает характер национальных особенностей, культура народа, его быт и история.

Актуальность этих взглядов усиливается проблемами, возникающими в настоящее время. В связи с интенсивными процессами возрождения национального самосознания, неподготовленностью к разрешению межэтнических отношений, обусловленных познанием истории своего и других народов. В ряде регионов России это способствует деформации межэтнических и межнациональных отношений, а в отдельных случаях возникновению конфликтов, проявлению национального эгоизма.

Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа.

Проблема совершенствования межнациональных отношений может быть эффективно решена благодаря качественному научно-педагогическому обеспечению. Необходима целенаправленная подготовка высококвалифицированных кадров, способных грамотно управлять процессом общения людей разных национальностей. Национальная культура выступает средством формирования духовности, а духовность - целью развития индивидуальной культуры личности. Такой подход к пониманию духовности позволяет говорить и о нравственной культуре, о культуре образования, об освоении национальных культурных ценностей и традиций данного общества, а также о приобщении к культурному достоянию всего исторического наследия.

Мордовия - Республика с многочисленным составом населения, где уже несколько столетий рядом живут преимущественно русские, мордва (эрзя, мокша, шокша) и татары. Отсюда важная задача педагогического коллектива - подготовка культурных, интеллектуальных специалистов, способных жить и работать в поликультурной среде, знающих и уважающих не только свою историю и культуру, но и историю и культуру других этносов, способных согласовать национальные и интернациональные интересы.

В дошкольном учреждении «Золотой ключик» большое значение отводится роли этнокультурного наследия в формировании будущего школьника и ведется работа по нескольким направлениям:

  1. введение учебных предметов, направленных на изучение дошкольниками истории, культуры и природы родного края;
  2. подготовка факультативных занятий краеведческого содержания, разносторонне отражающих специфику республики;
  3. разработка дополнений к федеральным программам (региональный аспект в преподавании общеобразовательных предметов и предметов специального цикла);
  4. внеаудиторная работа: кружки, с целью формирования национальной культуры у дошкольников;

Целью этнокультурной подготовки является приобщение дошкольников к педагогическому наследию народа и формированию умения эффективно использовать в будущей деятельности все эти знания. Поэтому педагоги дошкольного учреждения разработали ряд дисциплин по изучению мордовского края: «История Мордовии», «Родная литература», «Родная детская литература», «Родной язык», «Народные промыслы», «Резьба по дереву» и ряд других. Дошкольники сначала знакомятся с теорией, а затем выполняют все задания на непосредственно образовательной деятельности.

Чтобы лучше привить дошкольникам этнопедагогические ценности, по всем предметам вводятся темы по национально-региональному компоненту. Например, по познавательному развитию мы изучаем тему: «История Мордовии», по декоративно-прикладному искусству: «Мордовский орнамент», по физической культуре: «Спортсмены Мордовии» и др.

В дошкольном учреждении дети посещают кружок «Масторава», который методически хорошо оборудован. В конце года кружковцы показывают открытое мероприятие, делятся накопленными знаниями.

При проведении занятий педагоги, чтобы лучше и доступно раскрыть красоту этноса, надевают детям мордовские костюмы, применяют презентации, видеофильмы, посвященные родному краю.

Ежегодно проводится «День эрзянского языка». Организуются встречи с мордовскими писателями, чтобы дошкольники могли лучше усвоить знания о мордовской культуре, народе.

Культура народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в Указе «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами государства Российского» ставит своей главной задачей развитие богатой финно-угорской культуры, расширение связей между народами. Празднованию этой даты была посвящена научно- практическая конференция Приволжского федерального округа «Диалог финно-угорских языков и культур».

Гости из Ульяновской, Самарской, Нижегородской, Пензенской областей, Республики Удмуртия и ССУЗов Мордовии познакомились с выставками декоративно-прикладного творчества педагогов дошкольных учреждений, посетили мастер-классы, поделились своими наработками.

Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовной культуры приобретает в настоящее время особую актуальность. Оно определяется возрастающей ролью человека в сознании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной и культурной личности. Эффективное внедрение в практику основ этнокультурного наследия во многом зависит от подготовленности педагогов к реализации воспитательного потенциала народной педагогики. Дошкольные учреждения в идеале должны представлять собой общественный институт, передающий молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущим поколением. И очень отрадно, что наши дошкольники, а это завтрашние школьники, проявляют заинтересованность в получении глубоких знаний о культуре Мордовии, а педагоги принимают активное участие в Республиканских и Всероссийских конференциях и конкурсах. И именно педагоги смогут дать детям много нового и интересного о культуре, быте, традициях, обычаях, мифах и легендах своего народа, привить любовь к этнокультуре.

Опубликовано: 19.02.2017