Способы и методы формирования выразительности речи в театрализованной деятельности

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Пьянзина Мария Михайловна

Организация: МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида»

Населенный пункт: Республика Мордовия, с. Старое Шайгово

Проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста.                                                                            

 Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

      Наилучшие условия для развития выразительности речи создаются на театрализованных занятиях, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста , а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии , связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности.

    Театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств, глубоких  переживаний  и открытий  ребенка,  приобщает  его  к  духовным, ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что занятия с элементами театрализованных игр, развивают эмоциональную сферу ребенка,  заставляют  его  сочувствовать  персонажам,  сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.

Художественная  выразительность  образов,  иногда  комичность  персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они  участвуют.  Особенно  ярко  в  театрализованных  играх  проявляется выразительность речи, детское творчество.

В методике развития выразительности речи можно выделить несколько групп методов .

Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно,  воспитатель  применяет  метод  наблюдения  или  его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов.  Если  объекты  недоступны  для  непосредственного  наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные  средства,  показ  картин  и  фотографий,  кинофильмов  и диафильмов.

Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного  ознакомления  с  объектом,  закрепления  полученных  во  время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир  в  объемных  изобразительных  формах),  описание  детьми  картинок  и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг  разговоров, рассуждений воспитателя и  детей, являются  наглядные предметы или явления .

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом.  Воспитатель  читает  детям  художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы –заучивание наизусть, пересказ.

Меньше  распространен  в  дошкольных  учреждениях  метод  рассказа воспитателя, хотя он должен иметь место и в группах раннего возраста (рассказ без  показа),  и  в  дошкольных  группах  (рассказы  из  жизненного  опыта воспитателя,  рассказы  о  благородных,  героических  поступках  детей  и взрослых) .

В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.

Словесные  методы  в  так  называемом  чистом  виде  в  детском  саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные  приемы  обучения  (кратковременный  показ  предмета,  игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки –предмета и т. д.) .

Практические методы. Цель этих методов –обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения  и  навыки. В  детском саду  практические  методы  носят  чаще  всего игровой характер.

Дидактическая  игра  (с  наглядным  материалом  и  словесная) – универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным

текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки.

Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей  с  некоторыми  явлениями  быта  и  природы  на  занятиях  могут  быть использованы  методы  трудового  характера  (черенкование,  приготовление пищи).  К практическим  методам  следует  отнести  разработанные  С.В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера.

Для  их  проведения  требуется  соответствующее  оборудование:  кукла  и игрушечный мишка больших размеров (1 м 20 см), что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный аффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей. .Основная  задача  этих  игр-занятий –воспитание  культуры  поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают  словарь,  закрепляют  навыки  разговорной  речи.  Например,  на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач  (ознакомить  с  новым,  закрепить  умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием —это элемент метода. В настоящее  время  методика  развития  речи,  как  и  общая  дидактика,  не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

Наиболее  распространены  следующие  словесные  приемы.  Речевой образец -правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской  самостоятельности,  полезно  сопровождать  образец  другими приемами—пояснениями,  указаниями.  Образец  должен  предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

Повторение –преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются  повторение  материала  воспитателем,  индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение –раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этотприем в словарной работе, но он находит место и при решении других задач. Указания –разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата.  Различаются  указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное  упражнение -многократное  выполнение  детьми

определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой,  вариативностью,  большей  долей  самостоятельных  усилий  детей.

Оценка детской речи -развернутое мотивированное суждение об ответе

ребенка,  раскрывающее  степень  усвоения  знаний  и  речевых  умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» -попытаться  исправить  свой  ответ.  В  других  случаях  воспитатель  может высказать  свое  мнение  об  ответе  более  кратко – похвалой,  замечанием, порицанием.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку,

предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие  констатации,  репродуктивные  (Что?  Какой?  Где?  Куда?  Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория - поисковые, т. е. вопросы, требующие  умозаключения  (Зачем?  Почему?  Чем  похожи?  и  др.).  По формулировке  вопросы  можно  разделить  на  прямые,  наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен.

При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы –показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации,  в  чтении  стихотворения),  показ  положения  органов артикуляции при произнесении звуков и др.—также обычно сочетаются со словесными  приемами,  например  образец  произношения  звука  и  показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов:

-интригующая интонация голоса при вопросе,

-утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания,

-использование шутки при объяснении задания.

Живость  эмоций  повышает  внимание  детей  в  игре,  вследствие  чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов,  которое  проводят  за  столами,  и  игру  «Не  зевай!» с тем же словесным  материалом, проводимую  в  кругу с мячом,  с  разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать  небылицы,  перевертыши,  игру  «Так  или  не  так»,  игровой персонаж  (внести  Петрушку,  мишку),  употреблять  игровые  формы  оценки (фишки,  фанты,  аплодисменты. Усиливают  эмоциональное воздействие  учебного  материала  такие  приемы,  как  действия  по  выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу.

По  их  обучающей  роли  приемы  развития  речи  можно  разделить  на прямые  и  косвенные.  Эти  категории  приемов  подробно  разработаны дошкольной  педагогикой.  Примерами  прямых  приемов  обучения  являются образец,  объяснение,  вопрос,  оценка  детского  ответа,  указания  и др.

Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец  рассказа,  а  другие -план,  варианты  плана,  вопросы -будут дополнительными. На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным -коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д..

Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но  и  тщательно  наметить  приемы  обучения  (точность  и  краткость формулировок,  сочетаемость  отдельных  приемов).

Таким  образом, существует множество способов и методов формирования  выразительности  речи.  Для  формирования  выразительности речи используют различные логоритмические упражнения и логопедические техники, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является  одним  из  наиболее  доступных  и  понятных  методов  для  детей.

Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней  становится  мимика,  движения  приобретают  большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.

Список использованных источников:

  1. Артемова, Т. А. Театрализованные игры в детском саду как одно из средств всестороннего развития ребенка // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. – Новосибирск: СибАК, 2015.
  2. Акулова,  О.В.  Образовательная область "Чтение художественной литературы" / О.В. Акулова// Детство-ПРЕСС – 2012.
  3. Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006 - 168 с.
  4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду. - М.: М.: Школьная пресса, 2003 - 136 с.
  5. ШевцоваЕ.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. - М.: АСТ.2008 - 222 с.
  6. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду : для занятий с детьми 5-6 лет / А. В. Щеткин. – Москва : Мозаика-Синтез, 2010. – 143 с.
  7. Ярыгина   О.Г.  «Мастерская сказок» М.:2010г.
Опубликовано: 15.01.2017