Подход к программно-методическому обеспечению детских садов РМ

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Тихонова Ирина Сергеевна

Организация: МДОУ Детский сад № 36

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск

Дошкольное образование как первая ступень непрерывного образования в соответствии со сложившимися традициями и концептуальной направленностью рассматривается в качестве всесторонней, комплексной, целостной системы содействия психическому развитию ребенка этого возраста.

Психолог Я. Коломенский сравнивал жизненный путь человека с траекторией выпущенной в космос ракеты. Если допустить даже незначительную ошибку на старте, то трасса отклонится на тысячи и тысячи километров. Жизнь показывает, что многие сломанные судьбы, отсутствие социальной зрелости - неизбежное следствие таких ошибок на старте - в раннем детстве.

К сожалению, в настоящее время все еще стоит проблема перестройки сознания людей в плане понимания того, что период дошкольного детства играет особую роль в формировании личности. В нем можно предотвратить все трудности развития, даже дальнейшие проблемы в личной жизни. Детский сад - это не «сфера ухода и присмотра», здесь не только воспитывают навыки самообслуживания и хорошие манеры. В подсознании ребенка до шести лет «пишется» жизненный сценарий. Необходимо перейти от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию, утверждающему самоценность этого периода развития. Если мы хотим, чтобы мордовский этнос сохранился и развивался, то уже сегодня должны создать все условия для воспитания и образования ребенка- дошкольника мордовской национальности.

В настоящее время существует проблема разработки и апробирования оптимальной модели детского сада с мордовским уклоном, обеспечивающего максимальное развитие индивидуальных способностей детей, ибо издержки на этом этапе повлекут снижение качества всего образования.

Несомненно, в мордовских селениях должны быть детские сады, имеющие свою оригинальную систему образования и воспитания. Однако модель детского сада Республики Мордовии должна сохранять ориентацию на общероссийский образовательный компонент, а ценности национальной культуры выступать в качестве его составляющей. Только тот этнос сможет успешно развивать свою культуру, который адаптирован к требованиям современного общества. В то же время надо осваивать свою национальную культуру, чтобы сохранить самобытность, без этого не освоить другую культуру. Корни любого этноса - в языке, культуре, традиции. Силу человеку приносит только свое, родное: родной язык, родная культура, родные традиции.

Разработанная нами программа с методическим руководством для детских садов с мордовским уклоном «Келу» («Ветерок») построена с учетом национально- культурологической направленности, которой пришлось дополнить иерархию общепринятых педагогических принципов. В содержании программы учтены и отражены специфика мордовского языка, традиции, обычаи и праздники мордовского народа, его история; своеобразие Республики Мордовии. Материал в программе структурирован по возрастам (от двух до семи лет) и конкретным разделам («Ознакомление с окружающим миром и природой», «Развитие речи», «Математика», «Музыка»).

Мордовский язык - важнейший предмет в детском саду, значимый элемент национального образования, основа воспитанности и нравственности, способ познания и общения, средство развития интеллекта и творчества ребенка.

Посредством языка создавалось и сохраняется единство национальной культуры. Только на своем языке можно выразить себя полностью. Язык, усвоенный ребенком во всем многообразии и красоте, будет служить ему основой для полноценного развития и в дальнейшем. Именно поэтому основной целью нашей образовательной программы является целенаправленное и планомерное развитие родной речи детей дошкольного возраста, за счет которого можно сохранить все то уникальное и неповторимое, что есть у мордовского народа.

На наш взгляд, основным и первым языком организации педагогического процесса в сельском детском саду должен быть мордовский язык, а русский язык должен включиться в процесс после того, как речь на мордовском языке будет практически сформирована. Очень важно на этом этапе не допустить смешения мордовского языка с русским. У детей должно быть сформировано понятие об этом. Переходя в начальную школу, дети должны иметь возможность обучаться на родном языке, русский язык, как второй, должен играть подчиненную роль. Таким образом, мордовский язык должен стать не только средством общения, но и познания. Разумеется, потребуется разработать специальную терминологию, понятийный аппарат, который обеспечит возможность организации учебного процесса на мордовском языке, создания нового поколения учебников и пособий для детского сада и начальных классов.

В то же время нельзя отказываться от тех успехов, которые достигнуты в обучении детей русскому языку. Русский язык как средство межнационального общения способствует успешной адаптации в социуме, поскольку основная часть массовых (а тем более «элитарных») профессий как в пределах республики, так и в масштабах всей России, базируется на русском языке. Однако практика проявляет такое негативное явление, как беспорядочный переход от одного языка к другому, что приводит к смешению языков. Так, в одном связном обращении воспитателя к детям можно зафиксировать и русские, и мордовские слова. То же самое можно сказать о грамматическом оформлении высказываний, в которых наблюдается перенос русских конструкций в высказывания на мордовском языке. Такое обучение русской речи и несистематическое развитие родной речи привело к поколению «полуязычных» детей, которые затрудняются полноценно говорить, как на русском, так и на мордовских языках. Таким образом, оптимальной моделью мордовского национального детского сада является двуязычный детский сад.

Для разработки эффективной системы программно-методического обеспечения дошкольного уровня национального образования важно четко представлять возможности ребенка этого возраста, общепсихологические и национально-психологические особенности ребенка мордовской национальности. Гуманизация дошкольного образования, как одна из ведущих тенденций современного этапа развития предполагает ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности. Это является одним из важнейших условий развития детской личности. Учет индивидуальности ребенка позволит установить доброжелательные, дружеские взаимоотношения между ним и педагогом, вызвать положительные эмоции, уверенность в себе.

Национальная культура обусловливает специфику протекания познавательных процессов и эмоциональных состояний ребенка, а также своеобразие взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, что должно учитываться при определении методики работы и организации педагогического процесса.

Развитие ребенка-дошкольника характеризуется активным освоением социального опыта, формированием общественного поведения. Целью дошкольного образования должно быть не просто формирование знаний, умений, навыков, а воспитание человека, адаптированного к жизни, способного добиться успеха и быть при этом счастливым человеком. Основными стратегическими линиями дошкольного образования должны быть: формирование стремления к познанию, любознательности; развитие эмоционально-волевой сферы, бережное отношение к детским чувствам; развитие творческого воображения как важного качества для достижения результатов; воспитание чувства юмора, помогающего приспосабливаться к жизни; формирование правильной самооценки; воспитание стремления к успеху. Достижение этих задач возможно при соблюдении следующих условий: наличия системы инновационного программно-методического обеспечения; профессиональной компетентности педагогов, основанной, в первую очередь, на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком; организации развивающей, предметной среды, включающей в себя дидактический и методический материал, обеспечивающей развитие всех видов детской деятельности.

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования имеет свою специфику, которая определяется особенностями психического развития ребенка-дошкольника. В отличие от детей школьного возраста, дошкольник не владеет навыками чтения и самостоятельно не работает даже с элементарным текстом. Если на последующих этапах образования главным средством обучения выступает учебник, то на этапе дошкольного возраста главная роль в воспитании и обучении принадлежит играм и игрушкам.

Составляющими программно-методического обеспечения детского сада с мордовским уклоном являются как методические пособия для взрослого, так и дидактические издания для самостоятельной деятельности ребенка. Основными жанрами издательской продукции являются: учебно-методические пособия (сценарии занятий и развлечений, сборники игр), сборники песен, хрестоматии, альбомы (рабочие тетради) для детей, наборы картин и т. д.

В саду имеется «Литературно-художественная хрестоматия» (набор из 1<0 аудиокассет) с записью рекомендованных для ежедневного слушания сказок, рассказов, стихотворений. Данный аудиоматериал стал хорошим дополнением к изданным ранее хрестоматиям и составил с ними единый комплект.

Также создана фонохрестоматия «Музыка в детском саду с мордовским уклоном» (набор из 7 дисков), которая включает музыкальные произведения для слушания, пения, танцев, музыкального сопровождения. Актуальность данной фонохрестоматии заключается в том, что во многих сельских детских садах нет музыкального руководителя или музыкального инструмента.

Профессионально озвученные художественные и музыкальные произведения - хорошее подспорье для эмоционально-эстетического и познавательного развития детей мордовской национальности. «Фонохрестоматия» даёт возможность войти искусству музыки и слова в каждый детский сад Республики Мордовии.

Нужно отметить, что все программно-методические материалы проходят апробацию в ДОУ и утверждаются учебно-экспертным советом при Министерстве образования и высшей школы Республики Мордовии.

Особое место в педагогическом процессе детского сада Республики Мордовии занимают информационные технологии, способные значительно интенсифицировать процесс образования детей, повысить мотивацию к овладению знаниями, в том числе и навыками родного языка

Известно, что ребенок усваивает значительную часть информации на основе зрительного и слухового восприятия окружающих предметов и явлений, но некоторые из них недоступны для непосредственного восприятия в силу их труднодоступности, отдаленности, сложности и т. д. В этих случаях на помощь приходит телевидение. Научными исследованиями и практикой доказано, что такие аудиовизуальные средства, как радио-, телепередача обладают огромными дидактическими возможностями, оказывают на детей чрезвычайно сильное эмоциональное воздействие. Выразительные средства экрана, звучащее слово радио являются сильным стимулом, побуждающим ребенка к активной мыслительной деятельности.

Использование аудиовизуальных средств позволяет на практике применить принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости, актуальные для современной культурно-исторической ситуации.

Необходимо отметить, что эти образовательные записи оказывают воспитателям необходимую методическую помощь в организации работы в малокомплектных детских садах. Содержание записи позволяет воспитателям легко осуществлять интегрированный подход в образовательном процессе, обеспечивает непрерывность и преемственность процесса образования в разных возрастных группах детского сада ДОУ .

Тематика записей тесно связана с образовательной программой «Мы в Мордовии живем», что актуализирует ожидания детской аудитории.

Важным моментом педагогического процесса является организация и проведение праздников «Герои детских передач в гостях у детей». Они позволяют сплотить между собой не только детские сады и школы, но и широкую общественность региона.

Подобные мероприятия, беседа взрослых с детьми по поводу содержания записей способствуют единению детей и педагогов, стимулируют потребность в общении, создают благоприятную психологическую атмосферу в группах ДОУ.

Педагоги ДОУ отмечают эффективное воздействие аудизаписей на восприятие детьми целостной картины мира, развитие зачатков мировоззрения у старших дошкольников, формирование национального самосознания, укрепление и становление интереса ребенка, формирование социальной активности дошкольников, формирование личности ребенка в целом, установление преемственности дошкольного образования в условиях детского сада и семьи. Семейные прослушивания в домашних условиях с последующим обсуждением позволяют реализовать многие воспитательные задачи.

Опубликовано: 13.12.2016