Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя-логопеда

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Каковкина Светлана Николаевна

Организация: СП «Детский сад» «Созвездие» ГБОУ СОШ

Населенный пункт: Самарская область, пгт. Петра Дубрава

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, страдающих речевой патологией. Структура дефекта детей дошкольного возраста крайне разнообразна и представлена не только речевыми нарушениями. Задержка психического развития и синдром дефицита внимания с гиперактивностью все чаще являются сопутствующими речевой патологии отклонениями. Подобные нарушения затрудняют коррекцию языковой системы, а также оказывают значительное влияние на речевое развитие. У детей данной категории недостаточно сформированы высшие психические функции. Внимание таких дошкольников характеризуется неустойчивостью, недостаточной сформированностью произвольного внимания, им трудно сосредоточиться, тяжело воспринимать речь взрослых. Поэтому занятия для этих детей должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Актуальность использования информационно – коммуникационных  технологий (ИКТ) на логопедических занятиях обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью использования в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.  Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность применения этих технологий, но и особую их роль в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г.П. Петку, Б. Хантер и др.).

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Педагоги должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.

ИКТ используются на логопедических занятиях в качестве современного наглядного материала.  Еще К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности". Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал быстро  устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует требованиям, предъявляемых  к наглядности. Необходимость повышения качества применяемого  наглядного материала – самая веская причина, побуждающая  к  использованию компьютерных технологий. Они представляют для учителя-логопеда большой интерес и являются не только частью содержания коррекционного обучения, но и дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребенка.

Сейчас выигрывает тот педагог, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят ус­тойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и зани­мательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы нео­бычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие инте­рес у дошкольников к учебному процессу и способствующие со­зданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с лексическими темами как раз по­зволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Использование в коррекционной работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно и детям и самому педагогу. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Система  мультимедийных презентаций – одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования.

Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования (Е. И. Машбица, А. И. Яковлева, С. В. Гурьева, и др.) мультимедийные презентации по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников обладают рядом преимуществ:

  1. Презентация позволяет ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
  2. ИКТ помогают привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.
  1. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.
  2. Возможности ИКТ привлекают большое количество дидактического материала.
  1. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
  2. Использование ИКТ позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии,  анимация, музыка), что существенно повышает мотивацию детей к обучению.
  1. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
  2. Презентации являются одним из основных средств расширения детских представлений. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
  3. Использование ИКТ на занятиях позволяет предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
  1. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
  1. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.
  1. Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
  2. Презентации позволяют расширять творческие возможности самого педагога.

       Создавая и используя мультимедийные  презентации, необходимо учитывать своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждого вида: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Можно самостоятельно компоновать наглядный и дидактический материал, исходя из особенностей конкретной группы, темы, и организовать занятие так, чтобы добиться максимального обучающего эффекта. Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения.

Мультимедийные презентации, используемые в работе, представляют собой тематическую подборку фотографий либо картинок, могут содержать текстовые материалы, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление, видеофрагменты и анимацию. Использование презентационных инструментальных средств позволяет, привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

Компьютерные презентации можно использовать как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Доступный материал, анимация легко усваиваются дошкольниками. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных задач.

Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

Еще один плюс – возможность дистанционного обучения родителей. Компьютерные презентации можно использовать и для дистанционного обучения родителей, чтобы расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи.  Подготовленные в виде мультимедийных презентаций материалы  можно предлагать родителям для закрепления дома того материала, с которыми они знакомились в детском саду. Таким путем ребенок, пропустивший по разным причинам большое количество занятий, может получать необходимые знания и навыки дома.

Основная идея использования ИКТ заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования речи, психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

Список литературы:

Информационные ресурсы:

  1.  Л.А. Леонова., Г.Н. Лукьянец., Л.В. Макарова. Особенности реакции организма детей 5 – 7 лет на работу с компьютером // Медработник ДОУ 2011г. № 2.
  2. Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. Логопед, № 5, 2010г.
  3. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» № 2 2004г.
  4. Говиц Ю.М., Зворыгина Е.В., Поддьяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998г.
  5. Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях. «Логопед» № 3, 2011г.
    Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2005г.
  6. Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» № 3 2006г.
  7. Ходченкова О.А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.
Опубликовано: 11.12.2016