Профилактика детской агрессивности в дошкольном возрасте

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Уртаева Ева Камбулатовна

Организация: МБДОУ №24

Населенный пункт: Северная Осетия -Алания, г. Владикавказ

 «Агрессивность - это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви.»

Г. Эберлейн

Причины возникновения агрессивности:

1. Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.

2. Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобленности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.

3. Гиперопека (сверх заботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели) .

Что же делать?

• Контролировать ребёнка и одновременно учить его контролировать свою агрессию и выражать свои эмоции приемлемыми способами, не нанося вреда другим.

• Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.

Некоторые принципы общения.

1. Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.

2. Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.

3. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.

4. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.

5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.

6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку) .

7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.

Профилактика агрессии у детей

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  • Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  • Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  • Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  • Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.
  • Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  • Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.
  • Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.
  • Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

         Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают детей друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку, живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Рекомендации родителям по профилактике и коррекции детской агрессивности:

-сказкотерапия;

-психотехнические освобождающие игры;

-режиссерские игры.

       

 Содержание предложенных методических приемов.

Сказкотерапия - это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла. После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребенок учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.

Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») - это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме. В основе агрессии лежит гнев, именно от него следует научиться освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать свои чувства приемлемыми, неразрушительными способами.

Игры для снятия агрессии:

Игра «Цыплята»

     Ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.

Игра «Молчанка»

Эта игра проводится с командами «Стоп! » или «Замри! » Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.

Игра-упражнение «Где прячется злость? »

    Ребенок закрывает глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимает вверх. Не открывая глаз, нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость? »

          Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Дети любят переливать воду из одной емкости в другую.

         Снимает напряжение лепка из воска, пластилина, теста. Лепите фигурки, придумывайте истории с ними.

        Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон – рисование красками.

        "Высказаться", выплеснуть накопившуюся энергию помогут сказки и ролевые игры с игрушками. Придумывайте различные сюжеты, в том числе и те, которые имеют место в жизни вашего ребенка. Освоив в игре правильную стратегию поведения, ребенку будет легче повести себя подобным образом и в реальной жизни.

В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. Ребенок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонаж), эта игра решает еще педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами - «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», - то он невольно встает на место каждого персонажа. Иными словами, помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свое поведение с поступками других людей.

Список использованной  литературы:

1.Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России.- 1994.- № 2.

2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии // А. Адлер. - М., 1995.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды  // Б.Г. Ананьев. - М.: 1996.

4. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми // К. Бютнер. - М., 1991.

5.  Берон, Р. Агрессия //Р. Берон, Д. Ричардсон. - СПб., 2008.

6. Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.

7.Копчёнова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников // Психолог в детском саду, 1999, №1, с.64-66.

 8.Петрусь Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия// Педагогика, 2007, №3, с.117-120

Опубликовано: 10.11.2016