Роль сюжетно – ролевой игры в развитии самостоятельности детей дошкольного возраста

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Избиенова Наталья Николаевна

Организация: МБДОУ №51 «Подсолнушек»

Населенный пункт: Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. А. П. Усова, Т.Е. Конникова. Д.В. Менджерицкая. Р.М. Римбург. Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова. Н.Я. Михайленко. Р.А. Иванова  [3, с.43] называли дошкольный возраст возрастом игры.

О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что Организация Объединённых Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Игра – это единственная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Д.В. Менджритская в своей книге "Воспитателю о детской игре", говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами [5, с.54].

Выдающийся исследователь в области психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную прелесть [4, с.38].

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра в развёрнутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними; она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребёнка в самых общих смыслах человеческой деятельности [1, с.23].

В чём особенность сюжетно-ролевая игра? Характеризуя её, С. Л. Рубенштейн подчёркивал, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослым [7, с.34]. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, активность, творчество и самостоятельность.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность - это качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности.

Под руководством воспитателя они учатся самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения.  В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Воспитатель в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок научиться ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности.

Обучение новым игровым умениям происходит в совместных играх со взрослым. Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями постепенно включаются в самостоятельные игры. Основным приемом руководства здесь является активизирующее общение воспитателя с детьми.

Скажем, что детям до 3 лет присуща только сюжетно - отобразительная игра. В сюжетно - отобразительной игре дети еще не вступают во взаимодействие друг с другом, их игры носят индивидуальный характер. Но все же малыши постепенно начинают проявлять интерес к играм сверстников, наблюдают за ними. Огромным достижением, свидетельствующим о завершении этапа сюжетно - отобразительной игры, является принятие детьми на себя ролей взрослых. Элементарные навыки самостоятельности, приобретенные на этапе сюжетно - отобразительной игры, в дальнейшем совершенствуются: дети придумывают замысел, по своему усмотрению выбирают роли, ставят разнообразные игровые задачи, решают, с кем играть. Переход к сюжетно – ролевой игре происходит в тот момент, когда ребенок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры.

Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.

Уровень самостоятельности детей  3 – 5 лет в сюжетно - ролевой игре:

- замысел игры появляется по инициативе самого ребенка;

- выбирают роли;

- ставят взаимосвязанные игровые задачи;

- решают, с кем играть;

- сопровождают ролевые действия ролевыми высказываниями, обращенными сначала к игрушке партнеру и воображаемому собеседнику, затем к взрослому и сверстнику;

- ролевые высказывания возникают по инициативе взрослого или самого ребенка;

- учатся выбирать предметные и ролевые способы решения ролевых задач;

- самостоятельно включают в игру предметы – заместители;

- младшие дошкольники играют рядом;

- дети среднего дошкольного возраста взаимодействуют в игре со сверстниками;

- дети среднего дошкольного возраста ставят игровую задачу сверстникам и принимают их от сверстников;

- взаимодействие со сверстниками кратковременное;

Таким образом, элементарные навыки самостоятельности, приобретенные на  этапе сюжетно - отобразительной игры, в дальнейшем совершенствуются: дети придумывают замысел, по своему усмотрению выбирают роли, ставят разнообразные игровые задачи, решают, с кем играть. Важным требованием тут должно стать отсутствие гиперопеки со стороны взрослого в процессе руководства игрой. Можно сформулировать правило руководства: все, чему научился каждый ребенок, нужно постепенно переводить на уровень самостоятельного применения в игре.

К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда [6, с.93].

Игровая деятельность постепенно переходит от индивидуальной к коллективной. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее становится взаимодействие в игре со сверстниками.

К старшему дошкольному возрасту у детей хорошо развита сюжетно -ролевая игра, которую можно охарактеризовать как подлинно самостоятельную и творческую деятельность.

Уровни самостоятельности детей  5 – 7 лет в сюжетно – ролевой игре:

- самостоятельно выбирают тематику игр, определяют замысел;

- отображают в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми;

- ставят игровые задачи сверстникам, определяют предметные и ролевые способы их решения;

- принимают игровые задачи от сверстников или тактично от них отказываются, договариваются по поводу ролевого взаимодействия;

- поддерживают длительное взаимодействие в игре;

- меняют роли в процессе игры;

- ведут ролевой диалог;

- ролевые высказывания возникают по инициативе ребенка или сверстника;

- взаимодействие со сверстниками бывает кратковременным и длительным;

Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию.

Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.

Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К. Д. Ушинский: «...в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [2, с.23]. В развитой сюжетно – ролевой игре дети обязательно вступают во взаимодействие. Детям сложно вступать во взаимодействие со сверстниками, но к старшему дошкольному возрасту, при условии правильного руководства игрой, они овладевают этим явлением.

В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью. Дети сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Приобретенный опыт взаимодействия позволяет им самостоятельно договариваться о продолжении игры [2, с.64].

Тем не менее, самостоятельность в игре может быть развита не у всех детей, поэтому перед воспитателем ставятся следующие задачи руководства:

- Продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации.

- Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре.

- Приучать детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре. Сделаем выводы.

1. На протяжении дошкольного возраста, игра в развитии проходит три последовательных этапа: сюжетно – отобразительную, начальный этап сюжетно – ролевой и развитую сюжетно – ролевую игру.

2. Игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере проявить самостоятельность и творчество. Сюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий.

3. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

4. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Список  использованных источников:

1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль: Академия развития, 2001.- 324с.

2. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. - 232 с.

3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Прометей, 2003.-432с.

4. Лучков, В. В. и Певзнер. М. С. Значение теории Л.С Выготского для психологии и дефектологии // Вестник Московского университета.- Психология. -1981.- № 4. - С. 60-70.

5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1982.-458с.

6. Михайленко Н.Я. Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей. // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1987.-563с.

7. Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна) // Вопросы психологии.- 1999.-№ 5.- С.78-83.

Опубликовано: 05.09.2016