Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)
Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду
Автор: Прейма Анна Александровна
Организация: МАДОУ 2-Пристанский детский сад «Полянка»
Населенный пункт: Кемеровская область, д. Пристань-2-я
Одним из перспективных и эффективных методов в образовательной деятельности детских садов, в наши дни является метод проектирования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и семьи, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную деятельность по достижению поставленной цели.
Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем детском саду. Предпосылками использования метода проекта явились следующие моменты:
- видоизменилась и совершенствуется развивающая среда в детском саду;
- имеются специалисты высокой квалификации, педагоги дополнительного образования;
- используются комплексные, вариативные и парциальные программы, инновационные технологии;
- осуществляется интеграция базисного и дополнительного образования, создание единого образовательного пространства;
- имеется потребность педагогов в инновационной деятельности;
- происходит адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
- осуществляется многофункциональное взаимодействие с социумом.
Метод проекта предполагает повышение качества работы в образовательном пространстве детского сада:
- произошло обогащение предметно – развивающей среды;
- повысилась активность и творческо-поисковая деятельность всего педагогического коллектива;
- сблизились позиции детского сада и семьи к совместной творческой деятельности;
- было пополнено программно – методическое обеспечение.
И свою деятельность мы начали с разработки цикла интереснейших проектов, направленных на возрождение, прежде всего, национальной культуры, нравственно-патриотическое воспитание детей, их духовное обновление, воспитание любви к родному краю, приобщение к истокам своим. Я назову наиболее интересные значимые проекты, которые были реализованы ранее, но запомнились всем своей масштабностью.
Был успешно реализован познавательно-творческий проект «Как рождается книга».
Главная его идея и ценность состояла в воспитании у детей любви к книге, желания узнавать из книг что-то новое, развивать интерес к книге, как к произведению искусства. На протяжении всего проекта дети ежедневно, шаг за шагом, знакомились с историей создания книги, могли сравнить книги древних времен с книгами нашего времени.
Методическое обеспечение проекта педагогами, родителями было настолько разнообразным, что позволило каждый день сделать открытием. Родители несли нам в группу необычные, красочные и разнообразные книги: книжки- непромакайки, книжки малышки, книжки-игрушки ,книжки – раскраски, книжки-ширмы, книжки гиганты и т.д. Дети смогли увидеть разнообразные виды бумаги, пергамент, берестяные грамоты, папирус, свитки, привезенные из Египта, глиняные пластины, спилы деревьев, чернильницу и перо и т.д.
В организованно- образовательной и в повседневной деятельности дети пытались воспроизвести книги, написанные в древние века: писали угольками, царапали палочками на бересте, писали гусиным пером и т. д. А дома в семье рисовали обложки для книг, делали с родителями семейные книжки-самоделки. Родителям было интересно принимать участие в экскурсии в районную библиотеку, в редакцию газеты «Степная правда», в музей. Данный проект еще теснее сплотил взрослых и детей, зародил в их сердцах ростки творческого поиска и интереса.
Не менее важной задачей нашего детского сада является воспитание у детей любви к родному краю, к земле на которой мы родились и живем, уважение к людям труда на селе. Не секрет, что нынешнее поколение не знает, как выращивают хлеб, сколько сил и труда вкладывается в этот процесс. «Откуда хлеб на стол пришел?» - так назывался педагогический проект, успешно реализуемый в подготовительной логопедической группе «Сказка» уже неоднократно. Этот проект стал настолько значимым и интересным для детей, что нам просто очень хотелось его повторения уже с другими детьми. Именно любовь к родной земле, к людям труда - воспитывает в детях нравственные качества личности, желание помогать, беречь и охранять нашу землю.
Весь путь превращения зернышка в душистый каравай смогли проделать не только ребята, но и родители: родители несли в группу разные виды зерновых культур, читали рассказы и учили стихи..
Не менее значимой для приобщения детей к историческому прошлому русского народа и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников стала и методическая разработка педагогический проект, «Никто не забыт, ничто не забыто». В проекте четко отражена вся воспитательно-образовательная работа с детьми, родителями, общественными организациями, прослеживается их связь друг с другом, их идейная направленность.
Разнообразие форм и методов, техническое обеспечение, применение инновационных технологий, помогли выполнить все поставленные задачи: «уроки мужества», встречи с ветеранами, интересными людьми, посещение музеев, библиотек, возложение цветов к обелискам и мемориалам, просмотр и анализ цикла документальных телепередач для детей о войне и мире и т. д. Много внимания уделено художественному слову, игровым и продуктивным видам деятельности, оснащению развивающей среды. Презентацией проекта стал праздник «Никто не забыт, ничто не забыто». В нем были учтены все полученные детьми в ходе реализации проекта знания, умения, представления о ВОВ, героическом подвиге русского народа. Были использованы стихи, рассказы, песни и танцы, драматические номера, которые трогали всех до слез. Главная цель праздника – обобщение знаний о важнейшей странице нашей истории, воспитание чувства сопричастности к героическому наследию народа, гордость за свою Отчизну. И в этом проекте родители стали главными: шили детям пилотки, галстуки, помогали делать декорации к празднику, более 60% приняли участие в конкурсе детского рисунка, посвященного победе русского народа в Великой Отечественной войне.
«Луговые растения и цветы» так назывался проект, проводимый с детьми и родителями ранним летом в нашей группе. Он также реализовывался вместе с родителями, но остановиться я хотела бы на итоговом мероприятии, которое было проведено в нетрадиционной форме, где удачно сочетались и информационные технические средства и естественный природный ландшафт. Организовала праздник на лугу учитель-логопед Шакура Т.С. Родители, дети и педагоги были полноправными участниками образовательной и одновременно развлекательной деятельности: отгадывали загадки, рассказывали о лекарственных растениях, вдыхали ароматы весенних растений, пели песни, играли в игры, читали стихи, водили хороводы и там же на лужайке смотрели компьютерную презентацию, угощались соками и печеньем. Эмоциональное тепло, душевное сближение все участников, положительные эмоции – итог проведенного мероприятия с нашими детьми.
«Моя мама - самая лучшая» - так, по инициативе детей, был назван познавательно-творческий проект ко Дню Матери, который был реализован с безграничной детской любовью и непосредственностью, практически на одном дыхании. Дети добывали информацию о детских годах жизни своих мам, учебе, делали с папами и другими членами семьи альбомы, семейные газеты, подарки и сувениры. На протяжении всего проекта дети беседовали о мамах, составляли рассказы, рисовали портреты, сочиняли стихи, проигрывали разнообразные ситуации. Ну а заключительным этапом проекта стал удивительный, необычайно трогательный праздник, посвященный милым, любимым и родным мамам «Мамино сердце», где мамы стали главными на празднике. Замечательно, что родители являются активными участниками педагогического процесса. Проанализировав свой опыт по реализации проектной модели, можно с уверенностью заключить, что данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями, вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском саду. Проекты дают возможность родителям «загореться», еще ближе быть к своим детям, педагогам, понимать их желания и интересы. Только в тесном сотрудничестве с родителями, можно ставить творческие цели, которые будут успешно реализованы.