Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Прейма Анна Александровна

Организация: МАДОУ 2-Пристанский детский сад «Полянка»

Населенный пункт: Кемеровская область, д. Пристань-2-я

 Одним из перспективных и эффективных  методов в образовательной деятельности детских садов, в наши дни  является  метод проектирования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и семьи, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную деятельность по достижению поставленной цели.

 Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем детском саду. Предпосылками использования метода проекта   явились следующие моменты:
- видоизменилась и совершенствуется развивающая среда в детском саду;
- имеются специалисты высокой квалификации, педагоги дополнительного образования;
- используются комплексные, вариативные и парциальные программы, инновационные технологии; 

- осуществляется интеграция базисного и дополнительного образования, создание единого образовательного пространства;
- имеется потребность педагогов в инновационной деятельности;
- происходит адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
- осуществляется многофункциональное взаимодействие с социумом.

 Метод проекта предполагает повышение качества работы в образовательном пространстве детского сада:

- произошло обогащение предметно – развивающей среды;
- повысилась активность и творческо-поисковая деятельность всего педагогического коллектива;

- сблизились позиции детского сада и семьи к совместной творческой деятельности;
- было пополнено программно – методическое обеспечение.

          И  свою деятельность  мы  начали с   разработки  цикла интереснейших  проектов, направленных на  возрождение, прежде всего, национальной культуры, нравственно-патриотическое воспитание детей,  их духовное обновление, воспитание любви к родному краю, приобщение к истокам своим. Я назову наиболее интересные  значимые проекты, которые были реализованы ранее, но запомнились всем своей масштабностью.

Был успешно реализован познавательно-творческий проект «Как рождается книга».

     Главная его идея и ценность состояла в воспитании у детей любви к книге, желания узнавать из книг что-то новое, развивать интерес к книге, как к произведению искусства. На протяжении всего проекта дети ежедневно, шаг за шагом, знакомились с историей создания книги, могли сравнить книги древних времен с книгами нашего времени.

     Методическое обеспечение проекта педагогами, родителями было настолько разнообразным, что позволило каждый день сделать открытием. Родители несли нам в группу  необычные, красочные и разнообразные книги: книжки- непромакайки, книжки малышки, книжки-игрушки ,книжки – раскраски, книжки-ширмы, книжки гиганты и т.д. Дети смогли увидеть разнообразные виды бумаги, пергамент, берестяные грамоты, папирус, свитки, привезенные из Египта, глиняные пластины, спилы деревьев, чернильницу и перо и т.д.

    В организованно- образовательной  и в повседневной деятельности дети пытались воспроизвести книги, написанные в древние века: писали угольками, царапали палочками на бересте, писали гусиным пером и т. д.   А дома в семье рисовали обложки для книг, делали  с родителями семейные книжки-самоделки. Родителям было интересно принимать участие в экскурсии в районную библиотеку, в редакцию газеты «Степная правда», в музей.  Данный проект  еще теснее сплотил взрослых и детей, зародил в их сердцах ростки творческого поиска и интереса.

        Не менее важной задачей нашего детского сада является воспитание у детей любви к родному краю, к земле на которой мы родились и  живем, уважение к людям труда на селе. Не секрет, что нынешнее поколение не знает, как выращивают хлеб, сколько сил и труда вкладывается в этот процесс.  «Откуда хлеб на стол пришел?» - так назывался педагогический проект, успешно реализуемый  в подготовительной логопедической группе «Сказка» уже неоднократно. Этот проект стал настолько значимым и интересным для детей, что нам просто очень хотелось его повторения уже с другими детьми. Именно любовь к родной земле, к людям труда -  воспитывает в детях нравственные качества личности, желание помогать, беречь и охранять нашу землю.

     Весь путь превращения зернышка в душистый каравай смогли проделать не только ребята, но и родители:  родители несли в группу разные виды зерновых культур, читали рассказы и учили стихи..

       Не менее значимой для приобщения детей к историческому прошлому русского народа и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников стала и методическая разработка педагогический проект, «Никто не забыт, ничто не забыто». В проекте четко отражена вся воспитательно-образовательная работа с детьми, родителями, общественными организациями, прослеживается их связь друг с другом, их идейная направленность.

Разнообразие форм и методов, техническое обеспечение, применение инновационных технологий, помогли выполнить все поставленные задачи: «уроки мужества», встречи с ветеранами, интересными людьми, посещение музеев, библиотек, возложение цветов к обелискам и мемориалам, просмотр и анализ цикла документальных телепередач для детей о войне и мире и т. д.  Много внимания уделено художественному слову, игровым и продуктивным видам деятельности, оснащению развивающей среды.   Презентацией проекта стал праздник «Никто не забыт, ничто не забыто». В нем были учтены все полученные детьми в ходе реализации проекта знания, умения, представления о ВОВ, героическом подвиге русского народа. Были использованы стихи, рассказы, песни и танцы, драматические номера, которые трогали всех до слез. Главная цель праздника – обобщение знаний о важнейшей странице нашей истории, воспитание чувства сопричастности к героическому наследию народа, гордость за свою Отчизну. И  в этом проекте родители стали главными: шили детям пилотки, галстуки, помогали делать декорации к празднику,  более 60% приняли участие в конкурсе детского рисунка, посвященного победе русского народа в Великой Отечественной войне.

«Луговые растения и цветы» так назывался проект, проводимый с детьми и родителями ранним летом в нашей группе. Он также реализовывался вместе с родителями, но остановиться я хотела бы на итоговом мероприятии, которое было проведено  в нетрадиционной форме, где удачно сочетались и информационные технические средства и естественный природный ландшафт. Организовала праздник на лугу учитель-логопед Шакура Т.С. Родители, дети и педагоги  были полноправными участниками образовательной и одновременно развлекательной деятельности:  отгадывали загадки, рассказывали о лекарственных растениях,   вдыхали ароматы весенних растений, пели песни, играли в игры,  читали стихи, водили хороводы и там же на лужайке смотрели  компьютерную презентацию, угощались соками и печеньем. Эмоциональное тепло, душевное сближение все участников,  положительные эмоции –  итог проведенного мероприятия с нашими детьми.

   «Моя мама -  самая лучшая» - так, по инициативе детей, был назван познавательно-творческий проект  ко Дню Матери, который был реализован с безграничной  детской любовью и непосредственностью, практически на одном дыхании. Дети добывали информацию о детских годах жизни своих мам, учебе, делали с папами и другими членами семьи альбомы, семейные газеты, подарки и сувениры. На протяжении всего проекта дети беседовали о мамах, составляли рассказы, рисовали портреты, сочиняли стихи, проигрывали разнообразные ситуации.  Ну а заключительным этапом проекта стал удивительный, необычайно трогательный праздник, посвященный милым, любимым и родным мамам «Мамино сердце», где мамы стали главными на празднике.  Замечательно, что родители  являются активными участниками педагогического процесса.   Проанализировав свой опыт по реализации проектной модели, можно с уверенностью заключить, что данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями, вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском саду. Проекты дают возможность родителям «загореться», еще ближе быть к своим детям, педагогам, понимать их желания и интересы. Только в тесном сотрудничестве с родителями, можно ставить  творческие цели, которые будут успешно реализованы.  

Опубликовано: 20.08.2016