Подготовка ребёнка к школе

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Козлова Галина Анатольевна

Организация: МБДОУ Николаевский детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида.

Населенный пункт: Ульяновская область, р.п. Николаевка

Что такое «готовность к школе»?

Поступление детей в школу - переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

 

Основные показатели психологической готовности:

 

- интеллектуальная готовность ребёнка к школе;

- личностная готовность ребёнка к школе;

- социально - психологическая готовность ребенка к школе.

Суть психологической готовности ребёнка к школе состоит в определенной системе требований, которые будут предъявлены ребенку во время учебы. Очень важно, чтобы малыш был способен справиться с ними, поэтому нельзя забывать о физиологической готовности детей к школе. Обучение в школе требует от малыша напряжения всех физических сил. Если у ребенка первая группа здоровья, ему показаны нагрузки гимнастических классов с их максимально насыщенным учебным планом. Если у него вторая группа здоровья, необходимо задуматься, отдавать ли ребенка в класс с углубленным изучением отдельных предметов, кроме того, необходимо очень внимательно отнестись к выбору дополнительных кружков. Третья и четвертая группы здоровья требуют тщательно продуманного выбора нагрузок для ребенка.

 

Личностная готовность ребенка к школе.

 

Личностная готовность ребенка к школе состоит в умении и способности контактировать с одноклассниками и учителями.

Умение ребенка общаться с ровесниками, действовать вместе с другими, уступать, подчиняться при необходимости, избегать конфликта - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новому социальному окружению. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, психолог Д.Эльконин и его сотрудники выделили такие параметры:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, которое обобщено определяет способ действия;

-умение ориентироваться в заданной системе требований;

- умение внимательно слушать и точно выполнять задачу, поставленную в устной форме;

-умение самостоятельно выполнять необходимую задачу по образцу, который воспринимается зрительно.

 

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

 

Развитие интеллектуальной готовности

к обучению в школе предусматривает:

 

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность осознать основные признаки и связи между явлениями, воссоздать образец);

- рациональный подход к действительности (уменьшение роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, к процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и употреблению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно - двигательных координаций.

Для малыша очень важна эмоциональная зрелость, которая предусматривает самоконтроль и умение сосредоточиться на кропотливой работе, которая, в свою очередь, способствует развитию учебной деятельности.

 

Волевая готовность ребенка к школе.

 

В школе ребенка ждут не только друзья, игры и развлечения. Некоторые родители, стремясь «подготовить» малыша к встрече со школой, забывают рассказать ему, что учеба - это еще и напряженная работа. И ребенок должен делать не только то, что ему хочется, но и то, что требуют учитель, школьный режим, программа.

До шести лет происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок уже способен поставить цель, составить план, оценить результат своего действия. Конечно, все это происходит не совсем осознанно и определяется продолжительностью процесса действия. Но укрепить волевое знание о себе поможет игра. Родители, которые это понимают, способны в период домашней работы превратить квартиру в палубу корабля, космодром, больницу, где определенные задачи выполняются с удовольствием, без угроз и насилия. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия, поэтому он может целенаправленно выучить стих, отказаться от игры ради выполнения какой – либо «взрослой» задачи, способен побороть страх перед темной комнатой, не заплакать от ушиба. Это важно для развития гармонической личности.

 

Советы родителям

- Любите ребенка. Не забывайте о телесном контакте с ним. Находите радость в общении с детьми. Давайте ребенку место в семье.

-Пусть не будет ни одного дня без прочитанной книжки.

- Разговаривайте с ребенком, развивайте его речь. Интересуйтесь делами и проблемами ребенка.

- Разрешайте ребенку рисовать, раскрашивать, вырезать, наклеивать, лепить.

- Посещайте театры, организовывайте семейные экскурсии по городу.

- Отдавайте предпочтение полноценному питанию ребенка, а не роскошной одежде.

- Ограничьте просмотр телепередач до 30 минут. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

- Не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками.

- Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Делайте все делав вместе с ним.

- Следите за своей внешностью. Ребенок должен гордиться вами.

Литература:

1. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?».

2. Гудкина Н.И. «Психологическая готовность к школе».

3. Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе», М.;Просвещение, 2000г.

4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психологов в начальной школе».

5. Маркова Т.А., Сохина Ф.А. «Подготовка детей к школе в семье». М.; Педагогика, 2005г.

6. «Осуществление преемственности дошкольного и начального образования» Начальная школа, №9, 2002г.

Опубликовано: 28.05.2015