Cказкотерапия

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Метпигир Шончалай Вячеславовна

Организация: МАДОУ д/с №1 «Солнышко»

Населенный пункт: Республика Тыва, г. Шагонар

Что же это такое сказкотерапия? Все взрослые знают что это, пожалуй, самый детский метод в педагогике и в психологии.

Сказкотерапия –это лечение маленьких душ сказками. Даже наши прабабушки и прадедушки, воспитывали своих детей, сказками содержание которых учили их жизни, предохраняли детей от напастей. Сказкотерапия – это метод использования сказки как рабочего инструмента с детьми.

Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей.

На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо».

В настоящее время не только психологи но и многие воспитатели в своей работе очень часто применяют метод сказкотерапии. Используя ресурсы сказок можно решать разные проблемы.

Детская индивидуальность формируется уже с малых лет. Однако, в большинстве случаев, именно развитие данной индивидуальности без взрослых не представляет собой ничего хорошего. А для развития индивидуальности детей одной из самых эффективных способов воспитания детей дошкольного возраста – является сказкотерапия. Данная методика предполагает своеобразную игру, в которой главные герои наделяются качествами, присущими Вашему ребенку, а затем от них избавляются. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление и даже поработать с проблемой, которую той или иной причине ребенок пока не готов озвучить.

Сказки по отдельности взятым детским причинам:

1. Сказки для детей, которые испытывают страхи (боязнь темноты, страх уколов и другие страхи).

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4. Сказки для детей с проблемами с едой.

5. Сказки для детей которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей или появление нового члена семьи) и другие сказки.

Вся специфика сказкотерапии это тот инструмент воздействия, который по душе каждому ребенку, в отличие от остальных методик воспитания. Сказки любят все дети. Сказочные истории нравятся всем. Любой сказочный сюжет заключает в себе определенный смысл, который ребенок отмечает для себя и, по возможности, с удовольствием перенесет в реальный мир. В конце концов, каждый ребенок хочет быть в каком то мере героем!

Во время сказкотерапии от взрослого (воспитателя, психолога) требуется выполнение следующих задач:

- При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства.

- Во время чтения или рассказывании следует расположится перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо воспитателя и наблюдать за жестами, мимикой, выражением глаз, обмениваться с ним взглядами.

- Н в коем случае нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

- Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему «зашифрованную» в образном ряде сказки.

- Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно- следственные связи

- Должен быть принцип «открытости».

И все сказки должны подходить ребенку по возрасту.

Существуют определенные требования при организации сказкотерапии. Если брать во внимание именно детей-дошкольников, то они будут следующими.

1. Верная дозировка. Пусть ребенок для начала познакомится со сказкой, рассмотрит картинки. Познакомьте его с героями, в процессе чтения анализируйте вместе с ним действия, которые предпринимает герой.

2. Ненавязчивость. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы Ваш анализ поведения героя выглядел как поучения, требования. Увлеките дошкольника, пусть говорит он, а сами, в дружеской форме контролируйте и направляйте анализ в верное русло.

3. Прочитайте текст. Выясните для себя, насколько он соответствует назначенной Вами задаче. Подумайте, подходит ли сказка по возрасту, по уровню развития дошкольника.

4. Читайте и играйте! Обычное произношение написанного ни к чему не приведет. Не забывайте инсценировать то, что прочитали, делать оценки, с помощью интонации выражать своё мнение.

 

Разные методы сказкотерапии:

1. Метод «Расказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Сказку лучше рассказать детям, а не читать, т.к, при этом взрослый может наблюдать что происходит в этом процессе. Взрослый и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю или лишь отдельные элементы. Также ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, на лице признаки волнения (грусть, бледность, потливость, покраснение) не следует настаивать на окончание сказки.

2. Метод рисования сказки.

Желательно после рассказывания сказки желательно нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином ребенок воплощает все, что волнует, свои чувства и мысли, тем

самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появления в рисунке ребенка всяких чудовищ, огня или темных красок.

3. Метод «Изготовление кукол».

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение. При использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

- звуки речи следует направлять непосредственно ребенку,

- дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса,

- все движения взрослого должны соответствовать содержанию произносимых реплик и интонаций.

Надо придумывать сказки , нужно сделать ее смешной, доводить до абсурда именно те ситуации, которые больше всего беспокоят ребенка.

Например, когда чудовище догоняет персонаж сказки и вдруг спотыкается и падает в лужу , долго не может встать, поскальзывается и падает обратно в лужу. Нужно помнить в сказке всегда есть волшебство. Страшное чудище с помощью волшебства становится хорошим, злой волшебник становится добрым итд.

Не забывайте, что сказка должна оставаться интересной для ребенка, а особенно для детей дошкольного возраста. Поэтому необходимо уметь качественно интегрировать необходимые задачи, не теряя красочного сюжета и сценария.

Литература:

1. Диагностика в сказкотерапии. Учебное пособие (А.И. Копытина) «Психотераия», 2011г

2. Советы психолога. Учебное пособие 1997г

3. Лечение без лекарств. И.Д. «Весь» 2013г

4. «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии» КудзиловД.Б. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

5. « Сказкоткраия. Развитие самопознания через психологическую сказку» Вачков И.В.

6. «Секретный мир детей» Осорина М.В.

Опубликовано: 26.05.2015