Cказкотерапия
Конференция: Современный урок. Методика и практика
Автор: Метпигир Шончалай Вячеславовна
Организация: МАДОУ д/с №1 «Солнышко»
Населенный пункт: Республика Тыва, г. Шагонар
Что же это такое сказкотерапия? Все взрослые знают что это, пожалуй, самый детский метод в педагогике и в психологии.
Сказкотерапия –это лечение маленьких душ сказками. Даже наши прабабушки и прадедушки, воспитывали своих детей, сказками содержание которых учили их жизни, предохраняли детей от напастей. Сказкотерапия – это метод использования сказки как рабочего инструмента с детьми.
Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей.
На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо».
В настоящее время не только психологи но и многие воспитатели в своей работе очень часто применяют метод сказкотерапии. Используя ресурсы сказок можно решать разные проблемы.
Детская индивидуальность формируется уже с малых лет. Однако, в большинстве случаев, именно развитие данной индивидуальности без взрослых не представляет собой ничего хорошего. А для развития индивидуальности детей одной из самых эффективных способов воспитания детей дошкольного возраста – является сказкотерапия. Данная методика предполагает своеобразную игру, в которой главные герои наделяются качествами, присущими Вашему ребенку, а затем от них избавляются. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление и даже поработать с проблемой, которую той или иной причине ребенок пока не готов озвучить.
Сказки по отдельности взятым детским причинам:
1. Сказки для детей, которые испытывают страхи (боязнь темноты, страх уколов и другие страхи).
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4. Сказки для детей с проблемами с едой.
5. Сказки для детей которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей или появление нового члена семьи) и другие сказки.
Вся специфика сказкотерапии это тот инструмент воздействия, который по душе каждому ребенку, в отличие от остальных методик воспитания. Сказки любят все дети. Сказочные истории нравятся всем. Любой сказочный сюжет заключает в себе определенный смысл, который ребенок отмечает для себя и, по возможности, с удовольствием перенесет в реальный мир. В конце концов, каждый ребенок хочет быть в каком то мере героем!
Во время сказкотерапии от взрослого (воспитателя, психолога) требуется выполнение следующих задач:
- При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства.
- Во время чтения или рассказывании следует расположится перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо воспитателя и наблюдать за жестами, мимикой, выражением глаз, обмениваться с ним взглядами.
- Н в коем случае нельзя допускать затянувшихся пауз.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
- Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему «зашифрованную» в образном ряде сказки.
- Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно- следственные связи
- Должен быть принцип «открытости».
И все сказки должны подходить ребенку по возрасту.
Существуют определенные требования при организации сказкотерапии. Если брать во внимание именно детей-дошкольников, то они будут следующими.
1. Верная дозировка. Пусть ребенок для начала познакомится со сказкой, рассмотрит картинки. Познакомьте его с героями, в процессе чтения анализируйте вместе с ним действия, которые предпринимает герой.
2. Ненавязчивость. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы Ваш анализ поведения героя выглядел как поучения, требования. Увлеките дошкольника, пусть говорит он, а сами, в дружеской форме контролируйте и направляйте анализ в верное русло.
3. Прочитайте текст. Выясните для себя, насколько он соответствует назначенной Вами задаче. Подумайте, подходит ли сказка по возрасту, по уровню развития дошкольника.
4. Читайте и играйте! Обычное произношение написанного ни к чему не приведет. Не забывайте инсценировать то, что прочитали, делать оценки, с помощью интонации выражать своё мнение.
Разные методы сказкотерапии:
1. Метод «Расказывание и сочинение сказки»
Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Сказку лучше рассказать детям, а не читать, т.к, при этом взрослый может наблюдать что происходит в этом процессе. Взрослый и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю или лишь отдельные элементы. Также ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, на лице признаки волнения (грусть, бледность, потливость, покраснение) не следует настаивать на окончание сказки.
2. Метод рисования сказки.
Желательно после рассказывания сказки желательно нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином ребенок воплощает все, что волнует, свои чувства и мысли, тем
самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появления в рисунке ребенка всяких чудовищ, огня или темных красок.
3. Метод «Изготовление кукол».
Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение. При использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:
- звуки речи следует направлять непосредственно ребенку,
- дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса,
- все движения взрослого должны соответствовать содержанию произносимых реплик и интонаций.
Надо придумывать сказки , нужно сделать ее смешной, доводить до абсурда именно те ситуации, которые больше всего беспокоят ребенка.
Например, когда чудовище догоняет персонаж сказки и вдруг спотыкается и падает в лужу , долго не может встать, поскальзывается и падает обратно в лужу. Нужно помнить в сказке всегда есть волшебство. Страшное чудище с помощью волшебства становится хорошим, злой волшебник становится добрым итд.
Не забывайте, что сказка должна оставаться интересной для ребенка, а особенно для детей дошкольного возраста. Поэтому необходимо уметь качественно интегрировать необходимые задачи, не теряя красочного сюжета и сценария.
Литература:
1. Диагностика в сказкотерапии. Учебное пособие (А.И. Копытина) «Психотераия», 2011г
2. Советы психолога. Учебное пособие 1997г
3. Лечение без лекарств. И.Д. «Весь» 2013г
4. «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии» КудзиловД.Б. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
5. « Сказкоткраия. Развитие самопознания через психологическую сказку» Вачков И.В.
6. «Секретный мир детей» Осорина М.В.