Технология Ю.С. Меженко в преподавании русского языка в среднем профессиональном образовании

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Аухатова Юлия Ильдаровна

Организация: ГБПОУ УКРТБ

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Современное среднее профессиональное образование не стоит на месте. Актуальным вопросом являются вопросы повышения качества образования. В связи с этим Федеральные Государственные образовательные стандарты качественно видоизменяют подход преподавателя к работе. Как обучать студентов, чтобы у них была высокая мотивации получать и применять знания на практике? Как организовать самостоятельную работу студентов как на занятии, так и вне занятий? Как дифференцированно найти подход к каждому студенту с разным уровнем школьной подготовки в среднем профессиональном образовании?

Современная методика среднего профессионального образования изобилует множеством технологий, которые позволяют развить интерес к познавательной деятельности, чтобы студенты были востребованы в современном мире в выбранной ими профессии.

Рассмотрим одну из доминирующих технологий – авторскую технологию обучения русскому языку в системе развивающего результативного обучения, разработанную учителем-методистом средней школы Донецка Ю.С. Меженко.

В связи с тем, что социальный заказ в системе среднего профессионального образования ставит перед собой цель непрерывного развития личности, то необходимо развивать такие качества, как творческий подход к решению задач, поиск нестандартных решений, самостоятельность мышления.

Технология обучения Ю.С. Меженко является эффективной и универсальной методикой, позволяющей мотивировать изучение русского языка в полном объеме, качественно и без затруднений. Первоначально была разработана концепция укрупнения дидактических единиц. Автором которой является П.М. Эрдниев. В первую очередь, эта система была адаптирована для преподавания математики, что дало отличный результат. Затем данная концепция была апробирована на преподавании русского языка. Ю.С. Меженко применил и освоил данную систему в школе при преподавании русского языка.

Русский язык является одним из главных и сложных предметов 1 курса среднего профессионального образования. Технология Ю.С. Меженко позволяет получать и усваивать знания системно, прочно и быстро. Когда Знания даются обучающимся крупным блоком с учетом всех внутренний связей. Возникает вопрос: как освоить и запомнить большой объем информации? Этому позволяет наличие опорных схем, или, по-другому, наглядных схем, которые отражают единицы информации, а также связи между ними: внешние и внутренние. Таким образом, полученный материал систематизируется благодаря графики и цвету на опорных конспектах. Не нужно искать правила то в тетради, то в учебниках, вспоминать формулировку: в опорной схеме зафиксирован главный материал, позволяющий точно и грамотно рассказать, к примеру, то или иное правило. К концу учебного года набирается папка с опорными схемами, которая доказывает качественные знания по предмету. Преимущества технология преподавания русского языка Ю.С. Меженко: студенты обучаются выделять главное и второстепенное, учатся приводить в систему полученные знания; появляется мотивация изучать русский язык самостоятельно, фиксируя информацию на дополнительных опорных схемах; благодаря наличию схем эффективным становится процесс повторения и закрепления; наглядность позволяет развивать зрительную память, которая преобладает, как правило, при усвоении новых знаний (помимо этого, работает и слуховая, моторная виды памяти).

Данный подход в преподавании русского языка дает результаты. Студенты показывают более прочные знания по русскому языку, при этом развивается и связная речь, т.к. опорные схемы необходимо объяснять. В ходе работы студенты также научились объяснять материал другим обучающимся, чтобы помочь им, не испытывая затруднений. Также была выявлена творческая активность на занятиях, познавательный интерес к предмету.

Опыт работы в среднем профессиональном образовании доказывает, что технология преподавания русского языка Ю.С. Меженко дает положительные результаты.

 

Опубликовано: 25.03.2016