Духовно-нравственное воспитание – без границ. Из опыта работы учителя английского языка

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Грязнова Валентина Сергеевна

Организация: МБОУ «Лицей №1»

Населенный пункт: Оренбургская область, п.Тюльган

Для всех найдется работа

на корабле жизни,

Только найди свое дело.

Если ты не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе,

Только найди свое дело

И старайся стать самым лучшим.

Проявляй лучшее, что в тебе есть.

Дуглас Мэллох

Духовно- нравственное становление подрастающего поколения и подготовка их к самостоятельной жизни - самая важная составляющая развития любого общества или государства. Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить, гражданина планеты Земля, члена будущего общества III тысячелетия.

Что же является социальными институтами духовно-нравственного развития и воспитания личности? Конечно, в первую очередь – это семья, где начинают формироваться ценности личности, затем дошкольные учреждения, но наиболее системно и последовательно формирование духовно-нравственного развития, интеллектуального и культурного происходит в сфере образования.

Создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей должно стать основной задачей духовно-нравственного воспитания, важным компонентом социального заказа для образования сегодня. Это должно стать очередной ступенькой в работе каждого учителя с детьми по приобретению ими социального опыта, умению и готовности жить в новом, быстро меняющемся мире.

Необходимые требования – это воспитание внутренних стимулов личности каждого ребенка, таких как долг, честь, совесть, достоинство, патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям, любви к Родине, обществу, коллективу, к труду, своим обязанностям и к самому себе, такую работу необходимо проводить через каждый урок, каждое внеурочное занятие, каждый день пребывания ребенка в школе.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания – это путеводитель педагога в такой работе. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Современным детям не хватает гармоничного, духовно-нравственного развития. Моя работа по формированию духовно - нравственной культуры школьников направлена на:

> формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры при сравнении с историей и культурой стран изучаемого языка;

> на воспитание патриотизма и гражданственности, на поиск примеров в традициях и истории стран изучаемого языка и нашей страны;

> эстетическое развитие при сравнении культуры стран изучаемого языка с культурой нашей страны;

> формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей при сравнении своей страны со странами изучаемого языка.

Особое значение в такой работе отводится социокультурной компетенции – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения и формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

Сегодня по новым образовательным стандартам в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому, основная цель современного учителя - выбрать такие методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально будут помогать развитию личности, и я понимаю с каждым уроком, какая ответственность лежит на учителе.

Начиная с начальной ступени, со второго класса, когда дети начинают изучать иностранный язык, они знакомятся и с российскими реалиями. Сравнивая нашу страну с Австралией, например, дети отмечают российские достопримечательности и географические особенности нашей страны.

Но самым важным в такой работе, конечно, является проектная деятельность, когда младший школьник, выполняя проект о России, включает в него коллажи и рисунки своей малой родины, которые выполняются с такой любовью, что заслуживает только отличных отзывов о работе. Наша Оренбургская область – это замечательный пример для такого сравнения ребенку, который видит, что здесь и прекрасная природа, трудолюбивые люди, редкие животные и замечательные исторические места.

Каждая изучаемая тема дается в сравнении с нашей страной, и ребенок привыкает видеть только хорошее и удивительное, иногда новое, но легко запоминающееся. А игра «Что бы ты рассказал гостю из Великобритании о нашей стране?» не становится чем-то непонятным и трудным, а, наоборот, любимым занятием детей, особенно, если они просят рассказать о Тюльганском районе, где они живут.

Эта работа продолжается на средней ступени и включает такие темы, как «Место, где я живу», «Моя школа», «Моя семья» и т.д. «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» сказал в свое время великий педагог В. А. Сухомлинский, и это действительно так! Дети стараются представить свою Родину как замечательное место, где им хорошо живется и учится, где у них самая лучшая семья, школа, друзья. Мои сельские школьники любят свою малую родину, какие замечательные презентации и видеоролики о любимом крае они создают!

На каждом уроке необходимо создавать такую обстановку, чтобы дети учились уважать человека, не зависимо от цвета кожи, национальности и языка. Работая в группах, например, над проектом «Добро пожаловать на Параолимпийские игры» - “Welcome to Paralympic Winter Games”, который отражает последние спортивные события и достижения людей с ограниченными возможностями здоровья, учащиеся, включая материалы сайтов сети Интернет об инвалидах-чемпионах, становились добрее, нравственнее, духовно богаче, уважительнее и толерантнее. “Об уровне развития общества можно судить по его отношению к инвалидам», считает глава Оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко. Жизнь должна позитивно меняться не только в экономическом отношении, должны меняться сами люди, быть толерантными, воспитанными и добрыми. В.А. Сухомлинский в своё время отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…».

Большое внимание в такой работе отводится внеурочной деятельности. Моя воспитательная система построена с учётом требований и рекомендаций ФГОС. Основными компонентами является создание условий для развития духовно-нравственной,

здоровой, творческой, активно и заинтересованно познающей мир и социально активной личности. Особое внимание в работе отвожу формированию навыка работы в команде, взаимодействию с объектами окружающего мира, толерантности, умению определять своё место и роль в обществе, воспитанию человека, любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции. Учащиеся используют не только эрудицию и творческие способности при подготовке дополнительного материала к урокам о стране изучаемого языка или внеклассным мероприятиям, но и о своём родном крае.

В качестве примера хочется назвать участие в международных образовательных проектах для школ Восточной Европы. С 2012 года налажено сотрудничество с основателем Международного Дня Мира Джереми Гилли в проекте «Peace One Day», Jeremy Gilley, Лондон, Великобритания, Education Outreach Coordinator, Eastern Europe.

Мы провели такую встречу в «Скайп - конференции для образовательных учреждений мира» http://cs312221.vk.me/v312221374/4c8b/a8vVaFyij1U.jpg , дети нашего лицея рассказывали по-английски о своей школе, о наших традициях, благотворительных акциях и добрых делах. Дети представляли маленький поселок на карте Оренбургской области, сделали видеоролик о нашем поселке http://www.youtube.com/watch?v=LJEVEe486-c . С какой душой и гордостью они о нем рассказывали, как трепетно и красиво, что по окончании конференции Джереми Гилли написал «Это была незабываемая встреча с ребятами лицея! Это была самая лучшая конференция, а их у меня было свыше 100!»

Во внеурочной деятельности с детьми проводятся много мероприятий, развивающих коллективные творческие дела, помогающие вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Это участие в региональных, общероссийских и Международных акциях, которые включают такие мероприятия, как Международный Год Леса - “Forests: Nature at Your Service” и акция «Посади дерево», в которой учащиеся приняли активное участие.

Имеется опыт шефства над Интернатом для престарелых людей в п. Троицкое Тюльганского района, при изучении темы «Как живут наши старики?» в 10 классе, который стал для детей уроком представлений о нормах морально-нравственного и духовно-нравственного поведения.

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» http://www.youtube.com/watch?v=pS9xM5_o-4Y

Намечены дальнейшие перспективы по выполнению социального заказа общества: духовно-нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма, социальной солидарности, толерантности, гражданственности, уважения к труду, экологическому сознанию, эстетическому и этическому развитию и международному сотрудничеству.

Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.

Использованные ресурсы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. 2. http://gigabaza.ru/doc/74469.html 3. http://lomonpansion.com/articles/detail/?item_id=2895 4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/02/01/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh 5. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/11/12/dat-dushe-pitanie-dukhovnoe 6. http://www.myshared.ru/slide/694689/ 7. http://kpfu.ru/edu/regionalnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-39989.html 8. http://edu.convdocs.org/docs/136/index-6941.html 9. http://mokrishevan.ucoz.ru/index/vybor_zhiznennogo_puti_celi_v_zhizni/0-31

Опубликовано: 20.05.2015