Воспитательно-образовательная деятельность в ДОУ

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Григорьева Елена Олеговна

Организация: МДОАУ ЦРР детский сад с. Рощинский

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с. Рощинский

 

Но развитие детей не возможно без целостной, многофункциональной, насыщенной среды, которая бы обеспечивала реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В нашем педагогическом процессе активно используются технологии, основанные на теории решения изобретательских задач (автор – Г.С. Альтшуллер), общей теории сильного мышления (автор ОТСМ – Н.Н. Хоменко) и мировом фонде методов развития творческого воображения.

При создании предметно-развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:

Полифункциональность среды – предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса.

Трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жёстко закрепляющего функции за отведённым пространством).

Вариативность среды – рамочный проект предметно-пространственной среды может дополнять, конкретизировать и разрабатывать сам педагог-практик.

Предметно-развивающую среду мы подбирали с учётом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

 

Это можно проследить в развивающих пространствах групповых комнат, а также помещений, созданных специально для воспитания и развития детей: «Сенсорная комната», «Подводный мир», «Космическая комната». Помещение, даже очень маленькое оформлено в определённом стиле и имеет своё тематическое направление. Например, коридор ДОУ представляет собой макет подводного мира, где дети могут знакомиться с обитателями морской флоры и фауны. Небольшой холл перед входом в группу раннего возраста стал сенсорной комнатой: там размещены игры, пособия для самостоятельной деятельности детей, дидактическая игра «Лесной теремок», изготовленные руками педагогов. Холл перед входом в старшую группу стал космической комнатой, где можно найти созвездия, макеты планет, магнитные игры, игры на развитие творческого воображения, а также воспользоваться информацией о космосе, космонавтах и т.п.

 

Развивающие игры и пособия по ТРИЗ и РТВ мы изготавливаем плоскостными и помещаем их на стены, что снимает проблему загромождения пространства и служит элементом оформления. Обращаем внимание и на «умные» игры и игрушки, которые способствуют развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др. Наши игры и игрушки пригодны к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнёра) и инициировать совместные действия детей. Например, пособия по именам признаков (технология ТРИЗ и РТВ).

 

Ознакомившись с методами и приёмами технологии «ТРИЗ и РТВ» наши педагоги создают в проектной деятельности с детьми развивающие пособия, такие как:

«Капитошкина копилка», «Интеллектуальная гусеничка», «Шарики - смешарики», «Банк чувств», «Лесной теремок», «Волшебники преобразования», «Сенсорный домик», «Праздничный календарь» (ознакомиться с фотоматериалами по развивающей среде вы можете на нашем сайте: ds20-lastochka.ucoz.ru.) Естественно, что подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребёнка.

 

Кроме того, систематически проводится анализ состояния предметно-окружающей среды с целью приведения её в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, соразмерность и пропорциональность мебели, функциональность оснащения в сюжетной линии оформления помещений).

 

Естественно, изменения в предметно-развивающей среде несут за собой изменения в ориентации образовательного результата с привычных знаний, умений, навыков на формирование ключевых компетентностей, готовя воспитанников к жизни в постоянно меняющемся мире. Упражнения и тренинги, построенные на методах технологии «ТРИЗ и РТВ», а также специально созданные для этого условия, позволяют развивать каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями к восприятию нового материала. При этом, постепенно, дети начинают выполнять некоторые функции педагога, обучая своих сверстников тому, что уже освоили сами. Это позволяет детям дошкольного возраста получать и развивать опыт коммуникации, развивает речь и другие навыки, обеспечивающие эффективное мышление. Радость успеха при решении проблем, создаёт также внутреннюю мотивацию к усвоению нового. Усвоение нового позволяет человеку легче ориентироваться в динамичной картине мира и занимать активную, созидательную позицию.

 

Список литературы:

1.​ Безрукова Е. В. Подходы к планированию и организации работы в контексте ФГТ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 8. - С. 12-23.

2.​ Борцова Л. В. Региональная модель планирования образовательной области "Социализация" // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - N 6. - С. 8-14.

3.​ Веннецкая О. Система планирования воспитательно-образовательной работы в группах раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 5. - С. 68-74.

4.​ Крайнова Л. В. Планирование работы ДОУ в летний период // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 3. - С. 88-100.



 

Опубликовано: 28.11.2015