Использование метода проектов в образовательной деятельности дошкольников
Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду
Автор: Мохова Галина Николаевна
Организация: МБДОУ Детский сад №24
Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает детям дошкольного возраста возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
В 2014 - 2015 учебном году образовательная деятельность с детьми строилась, в основном, в форме проектов по разным темам.
Осенью 2014г. мы с родителями и детьми подготовительной группы №9 реализовали проект под названием «Чему нас садик научил?», целью которого стало – формирование представлений о значимости детского сада для становления каждого ребенка как личности, расширение знаний об истории ДОУ, людях, работающих в нем. Итогом данного проекта стали электронная и детская презентации; праздник, посвященный 35-летнему юбилею детского сада.
Каждый проект прорабатывался с детьми примерно от двух недель
до 1,5 мес. Наиболее длительные из них разделялись на несколько блоков для полноценного раскрытия проблемы проекта.
Следующий наш проект проходил в январе 2015г. по теме «Дарвинскому заповеднику 70 лет». Цель проекта – формирование основ экологической культуры через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Дарвинским заповедником. Во время реализации проектной деятельности дети готовили доклады совместно с родителями по предложенным педагогами темам, участвовали в региональном конкурсе рисунков «Дарвинский заповедник глазами детей».
Практически весь февраль месяц 2015г. мы работали над проектом «Мы – исследователи», в котором также были задействованы более 50% родителей и все дети группы. В данном проекте была реализована новая для нас форма работы с детьми и родителями – мини-проекты – это публичные выступления детей перед аудиторией группы со своими исследованиями на определенную тему. По каждому такому мини-проекту был составлен паспорт.
Итогом реализации данного проекта стало:
* создание в группе уголка под названием «Наши проекты»
* открытое мероприятие – НОД на тему «Хотим всё знать!»
* выставка продуктов исследовательско-экспериментальной деятельности для родителей и гостей группы
* участие в городской научной конференции «Юные исследователи» с проектом «То ль подружки, то ль сестрицы – ель и лиственница?..».
В марте этого года мы активно продолжили заниматься над проектом «Путешествие в мир профессий», в рамках городского проекта по профориентации «Знай наших!». Цель проекта - расширение и закрепление знаний о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста, об ее пользе и социальной значимости. Завершением этого проекта стала электронная и детская презентации.
К Дню защитника Отечества в конце февраля 2015г. мы с детьми и их родителями реализовали проект на тему «Богатыри земли русской», который стал также подпроектом проекта, посвященному 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45г.г. Цель данного проекта - формирование у детей представлений о первых защитниках Родины – богатырях земли русской. В ходе реализации этого проекта дети группы узнали более подробную информацию о самых известных богатырях, научились различать их по именам, подвигам и внешнему виду.
В апреле – мае этого года мы с интересом работали над знаменательным проектом «Этот День памяти..», целью которого стало воспитание у детей чувство гордости за подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны 1941-45г.г. В рамках этого проекта мы с ребятами поучаствовали:
* в акции от социального центра «Забота» - «Поздравим ветеранов ВОВ»
* в 4-ом региональном патриотическом конкурсе творческих достижений детей «Наши славные Победы»
* в конкурсе чтецов на уровне ДОУ
* посетили памятные места г.Череповца, посвященные Победе в ВОВ 1941 – 1945г.г.,
Благодаря активному участию детей и родителей группы, раскрытие тем проектов проходило увлеченно, познавательно и полноценно.
Предлагаю Вашему вниманию паспорт одного из мини-проектов, подготовленный ребенком совместно с родителями.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА на тему:
«Эра динозавров»
Авторы:
Писчимова Варвара и мама Ольга Николаевна -
подготовительная группа №9
г. Череповец, 2015г.
Характеристика проекта: тип - познавательно – исследовательский; вид –краткосрочный; состав участников – 1 ребенок и родители; срок реализации – 9-22 февраля 2015г.
Проблема, актуальность проекта:
Воспитатели нам сообщили, что две недели в феврале мы будем заниматься по теме «Мы – исследователи», поэтому нам с родителями нужно выбрать любую тему для исследования. Я давно интересовалась темой про динозавров, но знания мои не такие точные и полные для выступления перед другими детьми.
Итак, перед нами с мамой встало четыре вопроса:
1. Что мы знаем? Мы знаем, что динозавры давно вымерли.
2. Что мы хотим узнать? Мы хотим найти больше информации о названиях, видах и жизнедеятельности динозавров, узнать предположительные причины их исчезновения и интересные факты.
3. Что нам мешает? У нас нет научных знаний по проблеме.
4. Где мы можем получить информацию? Узнать у других взрослых, найти в книгах, в детской литературе, в журналах, из источников интернета.
Таким образом, цель проекта – подготовка публичного доклада по теме «Эра динозавров».
Задачи проекта:
* изучить литературу по проблеме
* провести теоретическое исследование по названиям, видам и жизнедеятельности динозавров
* собрать интересный материал о динозаврах, выяснить предположительные причины их исчезновения.
Этапы проекта:
1. Организационный – постановка проблемы, цели и задач, предположительных путей их решения.
2. Практический –
a. создание «копилки» материалов о динозаврах;
b. создание продукта - макета «Эра динозавров» из пластилина и бросового материала; оформление публичного доклада.
3. Заключительный – выступление с докладом перед детьми.
Активное использование проектного метода в образовательной деятельности дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта: - педагоги имели возможность проявить свои творческие способности в соответствии со своим профессиональным уровнем; - родители имели возможность принимать непосредственное участие в значимом процессе образовательной деятельности детей; - деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить познавательный, речевой и творческий потенциал воспитанников ДОУ.