Использование метода проектов в образовательной деятельности дошкольников

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Мохова Галина Николаевна

Организация: МБДОУ Детский сад №24

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает детям дошкольного возраста возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

В 2014 - 2015 учебном году образовательная деятельность с детьми строилась, в основном, в форме проектов по разным темам.

Осенью 2014г. мы с родителями и детьми подготовительной группы №9 реализовали проект под названием «Чему нас садик научил?», целью которого стало – формирование представлений о значимости детского сада для становления каждого ребенка как личности, расширение знаний об истории ДОУ, людях, работающих в нем. Итогом данного проекта стали электронная и детская презентации; праздник, посвященный 35-летнему юбилею детского сада.

Каждый проект прорабатывался с детьми примерно от двух недель

до 1,5 мес. Наиболее длительные из них разделялись на несколько блоков для полноценного раскрытия проблемы проекта.

Следующий наш проект проходил в январе 2015г. по теме «Дарвинскому заповеднику 70 лет». Цель проекта – формирование основ экологической культуры через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Дарвинским заповедником. Во время реализации проектной деятельности дети готовили доклады совместно с родителями по предложенным педагогами темам, участвовали в региональном конкурсе рисунков «Дарвинский заповедник глазами детей».

Практически весь февраль месяц 2015г. мы работали над проектом «Мы – исследователи», в котором также были задействованы более 50% родителей и все дети группы. В данном проекте была реализована новая для нас форма работы с детьми и родителями – мини-проекты – это публичные выступления детей перед аудиторией группы со своими исследованиями на определенную тему. По каждому такому мини-проекту был составлен паспорт.

Итогом реализации данного проекта стало:

* создание в группе уголка под названием «Наши проекты»

* открытое мероприятие – НОД на тему «Хотим всё знать!»

* выставка продуктов исследовательско-экспериментальной деятельности для родителей и гостей группы

* участие в городской научной конференции «Юные исследователи» с проектом «То ль подружки, то ль сестрицы – ель и лиственница?..».

В марте этого года мы активно продолжили заниматься над проектом «Путешествие в мир профессий», в рамках городского проекта по профориентации «Знай наших!». Цель проекта - расширение и закрепление знаний о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста, об ее пользе и социальной значимости. Завершением этого проекта стала электронная и детская презентации.

К Дню защитника Отечества в конце февраля 2015г. мы с детьми и их родителями реализовали проект на тему «Богатыри земли русской», который стал также подпроектом проекта, посвященному 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45г.г. Цель данного проекта - формирование у детей представлений о первых защитниках Родины – богатырях земли русской. В ходе реализации этого проекта дети группы узнали более подробную информацию о самых известных богатырях, научились различать их по именам, подвигам и внешнему виду.

В апреле – мае этого года мы с интересом работали над знаменательным проектом «Этот День памяти..», целью которого стало воспитание у детей чувство гордости за подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны 1941-45г.г. В рамках этого проекта мы с ребятами поучаствовали:

* в акции от социального центра «Забота» - «Поздравим ветеранов ВОВ»

* в 4-ом региональном патриотическом конкурсе творческих достижений детей «Наши славные Победы»

* в конкурсе чтецов на уровне ДОУ

* посетили памятные места г.Череповца, посвященные Победе в ВОВ 1941 – 1945г.г.,

Благодаря активному участию детей и родителей группы, раскрытие тем проектов проходило увлеченно, познавательно и полноценно.

 

Предлагаю Вашему вниманию паспорт одного из мини-проектов, подготовленный ребенком совместно с родителями.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА на тему:

«Эра динозавров»

Авторы:

Писчимова Варвара и мама Ольга Николаевна -

подготовительная группа №9

г. Череповец, 2015г.

 

Характеристика проекта: тип - познавательно – исследовательский; вид –краткосрочный; состав участников – 1 ребенок и родители; срок реализации – 9-22 февраля 2015г.

Проблема, актуальность проекта:

Воспитатели нам сообщили, что две недели в феврале мы будем заниматься по теме «Мы – исследователи», поэтому нам с родителями нужно выбрать любую тему для исследования. Я давно интересовалась темой про динозавров, но знания мои не такие точные и полные для выступления перед другими детьми.

Итак, перед нами с мамой встало четыре вопроса:

1. Что мы знаем? Мы знаем, что динозавры давно вымерли.

2. Что мы хотим узнать? Мы хотим найти больше информации о названиях, видах и жизнедеятельности динозавров, узнать предположительные причины их исчезновения и интересные факты.

3. Что нам мешает? У нас нет научных знаний по проблеме.

4. Где мы можем получить информацию? Узнать у других взрослых, найти в книгах, в детской литературе, в журналах, из источников интернета.

 

Таким образом, цель проекта – подготовка публичного доклада по теме «Эра динозавров».

 

Задачи проекта:

* изучить литературу по проблеме

* провести теоретическое исследование по названиям, видам и жизнедеятельности динозавров

* собрать интересный материал о динозаврах, выяснить предположительные причины их исчезновения.

 

Этапы проекта:

1. Организационный – постановка проблемы, цели и задач, предположительных путей их решения.

2. Практический –

a. создание «копилки» материалов о динозаврах;

b. создание продукта - макета «Эра динозавров» из пластилина и бросового материала; оформление публичного доклада.

3. Заключительный – выступление с докладом перед детьми.

Активное использование проектного метода в образовательной деятельности дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта: - педагоги имели возможность проявить свои творческие способности в соответствии со своим профессиональным уровнем; - родители имели возможность принимать непосредственное участие в значимом процессе образовательной деятельности детей; - деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить познавательный, речевой и творческий потенциал воспитанников ДОУ.

Опубликовано: 21.09.2015