«Последовательность построения натюрморта» с игровыми методами

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Бинова Казылган Олеговна

Организация: МБУ ДО «ДШИ им. Н. Рушевой»

Населенный пункт: Республика Тыва, г. Кызыл

Мне хочется поделиться на этом докладе с несколькими вариантами, нюансами из своей методики преподавания. В мою методики входят игровые моменты, помогающие доступно и просто объяснить, чтобы легче запомнилось детям.

Изображение натюрморта имеет свою определенную закономерность и последовательность. Количество предметов учебных натюрмортов желательно не должно превышать более трех.

Учащийся должен знать и практически владеть системой рисования (конструктивной и тональной), методом ведения рисунка (основные этапы), а также основными изобразительными принципами:

  1. Анализировать натуру (самостоятельно размышляя, добывать всю необходимую информация о предмете: форму, цвет и фактуру предмета. Например, яблоко – это фрукт, круглой формы, такого то цвета и т.д)
  2. Правильно компоновать в лист (знать три основных правила композиции)
  3. Знать и уметь пользоваться проверочными методами рисования (метод измерения углов и метод визирования).
  4. Знать и применять закон перспективы круга.
  5. Знать и применять закон уровней.
  6. Знать и применять законы воздушной перспективы.
  7. Знать и применять законы тоновых градаций (светотень).

Анализ натуры

На этом этапе нужно провести мысленный анализ всей постановки натюрморта и его конструктивных особенностей.

Процесс изображения начинается с выбора формата листа, который зависит от характера натурной постановки. Каждый этап должен быть продолжением предыдущего.

(здесь каждому предмету нужно найти соответствующую геометрическую форму. (рисунок 6), например, яблоко – круглой формы, огурец овальной, морковь треугольной, кувшин или ваза более сложной формы. Если в один и тот же предмет входит несколько форм, то с начала нужно найти одну общую форму, (рисунок 7), например, ваза, состоящая из нескольких геометрических форм будет выглядеть как прямоугольник и т.д.)

Первый этап композиционный.

Чтобы грамотно компоновать изображение на выбранном формате, необходимо решить три основные композиционные задачи, для чего учащиеся должны знать правила:

1 задача. Определить величину пятна всей постановки на плоскости (рисовать нужно натуральную величину или чуть меньше натуральной величины. Крупнее натуральной величины рисовать нельзя), (рисунок 5).

2 задача. Определить положение пятна всей постановки на выбранном формате (рисунок должен находиться в центре листа, но чуть выше середины).

3 задача. Определить характер пятна, он определяется касательными линиями, которые соединяют габаритные размеры предметов.

(здесь используем следующий игровой метод: дадим детям три разных формата и разные по величине предметы. Нужно определить, какой предмет какому формату подходит. Или же еще и другой игровой процесс: на одинаковых форматах яблоки расположены по-разному и по разной величине, нужно найти правильно скомпонованное яблоко) (рисунки 3, 4, 5).

Второй этап

Линейное, сквозное, объемно-пространственное, конструктивное построение натюрморта (рисунок 1).

Третий этап

Тональный. Сюда входит определение общего тона, тоновые отношение между предметами, а также светотеневое решение. Штрихи закладываются по форме предметов (рисунок 2).

Можно использовать игровые моменты каждому этапу, так будет намного интересней, при этом усвоить самое необходимое.

 

 

Полный текст статьи см. в приложении.

  • file0.docx.. 753,6 КБ
  • Опубликовано: 28.01.2024