«Последовательность построения натюрморта» с игровыми методами
Конференция: Современный урок. Методика и практика
Автор: Бинова Казылган Олеговна
Организация: МБУ ДО «ДШИ им. Н. Рушевой»
Населенный пункт: Республика Тыва, г. Кызыл
Мне хочется поделиться на этом докладе с несколькими вариантами, нюансами из своей методики преподавания. В мою методики входят игровые моменты, помогающие доступно и просто объяснить, чтобы легче запомнилось детям.
Изображение натюрморта имеет свою определенную закономерность и последовательность. Количество предметов учебных натюрмортов желательно не должно превышать более трех.
Учащийся должен знать и практически владеть системой рисования (конструктивной и тональной), методом ведения рисунка (основные этапы), а также основными изобразительными принципами:
- Анализировать натуру (самостоятельно размышляя, добывать всю необходимую информация о предмете: форму, цвет и фактуру предмета. Например, яблоко – это фрукт, круглой формы, такого то цвета и т.д)
- Правильно компоновать в лист (знать три основных правила композиции)
- Знать и уметь пользоваться проверочными методами рисования (метод измерения углов и метод визирования).
- Знать и применять закон перспективы круга.
- Знать и применять закон уровней.
- Знать и применять законы воздушной перспективы.
- Знать и применять законы тоновых градаций (светотень).
Анализ натуры
На этом этапе нужно провести мысленный анализ всей постановки натюрморта и его конструктивных особенностей.
Процесс изображения начинается с выбора формата листа, который зависит от характера натурной постановки. Каждый этап должен быть продолжением предыдущего.
(здесь каждому предмету нужно найти соответствующую геометрическую форму. (рисунок 6), например, яблоко – круглой формы, огурец овальной, морковь треугольной, кувшин или ваза более сложной формы. Если в один и тот же предмет входит несколько форм, то с начала нужно найти одну общую форму, (рисунок 7), например, ваза, состоящая из нескольких геометрических форм будет выглядеть как прямоугольник и т.д.)
Первый этап композиционный.
Чтобы грамотно компоновать изображение на выбранном формате, необходимо решить три основные композиционные задачи, для чего учащиеся должны знать правила:
1 задача. Определить величину пятна всей постановки на плоскости (рисовать нужно натуральную величину или чуть меньше натуральной величины. Крупнее натуральной величины рисовать нельзя), (рисунок 5).
2 задача. Определить положение пятна всей постановки на выбранном формате (рисунок должен находиться в центре листа, но чуть выше середины).
3 задача. Определить характер пятна, он определяется касательными линиями, которые соединяют габаритные размеры предметов.
(здесь используем следующий игровой метод: дадим детям три разных формата и разные по величине предметы. Нужно определить, какой предмет какому формату подходит. Или же еще и другой игровой процесс: на одинаковых форматах яблоки расположены по-разному и по разной величине, нужно найти правильно скомпонованное яблоко) (рисунки 3, 4, 5).
Второй этап
Линейное, сквозное, объемно-пространственное, конструктивное построение натюрморта (рисунок 1).
Третий этап
Тональный. Сюда входит определение общего тона, тоновые отношение между предметами, а также светотеневое решение. Штрихи закладываются по форме предметов (рисунок 2).
Можно использовать игровые моменты каждому этапу, так будет намного интересней, при этом усвоить самое необходимое.
Полный текст статьи см. в приложении.