Обучение игре на фортепиано, как один из необходимых компонентов музыкального образования учащихся ДМШ и ДШИ

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Урукова Наталья Геннадьевна

Организация: МБУДО ДМШ №3

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Цель учащихся ДМШ и ДШИ состоит не только в том, чтобы овладеть профессиональными навыками своей специальности, но прежде всего в том, чтобы стать всесторонне развитым, образованным музыкантом. В большой степени этому способствует курс общего фортепиано. Его значение и смысл - посредством фортепиано приобщить ученика – не пианиста к обширной музыкальной литературе и тем самым воспитать музыканта с широким музыкальным кругозором. В своих трудах И. Гофман был совершенно прав, говоря: «Исполнители на всех остальных инструментах, а также вокалисты встретятся с большими трудностями в своем общем музыкальном развитии, если не приобретут знакомства с фортепиано» [2].

Ни один инструмент, не обладает такими выразительными возможностями, как фортепиано - многоголосный инструмент с широким диапазоном и мощностью звучания. Другие инструменты чаще всего звучат в сопровождении фортепиано. Уникальные качества фортепиано («оркестр в миниатюре») позволяют исполнить на нём любую музыку. Благодаря универсальности фортепиано, почти всё, написанное не для фортепиано, имеется в переложении для рояля (оперы, симфонии и т.д.) Поэтому владение фортепиано имеет огромную познавательную ценность, помогает «объять необъятное» - мир музыки.

Замечательна и сама обширнейшая фортепианная литература. Она отличается способностью передавать тончайшие настроения, чувства и мысли человека, обладает большими изобразительными возможностями. Сложная многоплановая фактура фортепианных сочинений требует от исполнителя умения улавливать одновременно различные пласты звучания, способствует развитию гармонического и полифонического слуха. Освоение фортепианной литературы не может не иметь самого благотворного влияния на эмоциональный и интеллектуальный мир музыканта любой специальности.

Задачи курса общего фортепиано в принципиальном смысле могут быть сведены к двум направлениям. Сразу же подчеркнём, что они совершенно равнозначны и ни в коем случае не могут быть сведены к субординационным отношениям. Первое из них состоит в самой прямой, естественной функции любого исполнительского отделения - научить учащегося как можно лучше играть на фортепиано и в своей исполнительской деятельности стремиться к совершенству. Ту же задачу ставят перед учащимися на специальном фортепиано, но в репертуарном отношении требования курса общего фортепиано, разумеется, скромнее. Однако произведения, выносимые на зачеты, экзамены, концерты, должны быть отработаны в максимальной степени, детально отшлифованы, исполняться с должным пониманием художественно-образного содержания, внимания к логике интонационного развития и технической свободой. Оценка на зачетах, экзаменах ставится с обязательным учетом перечисленных исполнительских качеств.

Другое направление - просветительское, развивающее, расширяющее музыкальный кругозор, как в общем отношении, так и в частности, с учетом исполнительской специальности учащегося. Понятно, что в этом смысле курс общего фортепиано способствует и глубокому постижению истории музыки. Параллельно с овладением экзаменационной программой большую значимость приобретает изучение возможно большего числа произведений в эскизном варианте . Ускорение темпов параллельного прохождения музыкального материала ведет к непрерывному обогащению учащихся новыми знаниями и умениями, развивает их музыкальное мышление, эрудицию, совершенствует художественный вкус. Нельзя не признать правоту слов Генриха Нейгауза, отмечавшего, что «ученик, который знает пять сонат Бетховена, не тот, который знает двадцать пять, здесь количество переходит в качество» [3].

Очень важно отметить, что собственное исполнительство помогает постигнуть глубины понимания музыки. Одно дело - услышать произведения на концерте или в записи, а другое - самому проиграть их, самому прочувствовать исполняемое. Игровая практика - «ощущение материала изнутри», подчеркивал Б. В. Асафьев [1], - проясняет все взаимосвязи и закономерности, активизирует музыкальное мышление. «Когда мы играем, ясно выступают глубинные пласты музыки и их закономерности», - писал Г. Г. Нейгауз [3]. Собственное исполнение, наряду с непосредственным слушанием (в большей степени), пробуждает эмоционально-образные представления. Музыкальная мысль наполняется в процессе собственного исполнения подлинно творческим содержанием. Впечатления, полученные путем собственного исполнительства, собственной практики, несомненно, являются более личностными, субъективно-конкретными, что действенно способствует развитию музыкально-художественного мышления. Не требует особых доказательств ясная истина - индивидуальная эмпирическая база, безусловно, незаменима какими-либо внешне-пассивными видами деятельности.

Курс общего фортепиано помогает более широко и глубоко изучать музыкальный материал, который ученики «проходят» по музыкальной литературе: знания подкрепляются собственной практикой. Синхронизацию (по возможности) учебных курсов можно с полным основанием назвать «взаимовыгодной» для преподавателей, как теоретических дисциплин, так и фортепиано. Ученик «на обоих фронтах» погружается в аналогичный материал, что ему (ученику) только на пользу.

Расширение музыкального кругозора ученика в большой степени зависит от его умения читать с листа. Поэтому в программу курса общего фортепиано включено обязательное чтение с листа как важный фактор музыкального развития ученика. Приводить аргументы в пользу чтения с листа не имеет смысла. Понятна настоятельная необходимость такой работы, в ходе которой мобилизуется, активизируется внимание, мышление, слух, воля, «нотное» зрение. Курс общего фортепиано оказывает в этом смысле определенную услугу преподавателям по специальности, где на воспитание навыков нотного чтения зачастую не хватает времени.

В программу курса общего фортепиано неотъемлемой частью входит ансамблевая игра. Существует прекрасная специальная ансамблевая литература. Во-первых, ансамбль активно способствует «утончению» слухового внимания: нужно слушать и слышать себя и партнера, постоянно соотносить свою игру с контекстом общего звучания. Во-вторых, при игре в ансамбле ярче выступают индивидуальные недостатки (например, ритмические), и она в определенной степени способствует их устранению. Вместе с тем постоянное совместное музицирование приносит ни с чем несравнимое эстетическое удовольствие.

Курс общего фортепиано необходим музыканту любой специальности. Музыкознание самым непосредственным образом требует умения играть на рояле. Задача курса общего фортепиано - ввести ученика в сферу живого исполнительства, приобщить к эстрадно-творческому состоянию, собственными пальцами ощутить течение интонационных процессов, как и всех прочих музыковедческих категорий. Всякое «учение» о музыке приобретает на фортепиано настоящую жизнь. И чем больше ученику удается фортепианная игра, тем глубже он анализирует музыку во всем ее богатстве и сложности.

Большое значение общий курс фортепиано имеет для вокалистов и хоровиков в их музыкальном развитии.

Общий курс фортепиано, пожалуй, активнее, по сравнению с другими дисциплинами, приобщает начинающих певцов к миру музыки, способствует становлению музыканта-профессионала, обогащает музыкальными знаниями и впечатлениями. Здесь можно наметить несколько важных практических аспектов: ученики-вокалисты учатся иметь дело с неодноголосным текстом, с которым они совершенно не соприкасаются на специальности; приобретают необходимейшие для них навыки самостоятельной распевки (вот почему настолько актуальна для них свободная ориентация в гаммах, арпеджио, аккордах, транспонировании); нарабатывают умения разбираться, анализировать как свои вокальные сольные партии, так и весь огромный массив вокальной литературы. Вокалист без фортепианной подготовки в своем реальном профессиональном жизненном пространстве выглядит очень беспомощно.

Музыкальное образование инструменталистов самых разных специальностей (струнников, духовиков, «народников») также невозможно себе представить без параллельного обучения игре на фортепиано. В качестве аргументов в пользу этой необходимости укажем на некоторые общие, в частности с вокалистами, основания, касающиеся навыков общения с многоголосным текстом, развития и упорядочения слуха на основе темперированного строя, профессионального умения разобраться в фортепианной партии концертмейстера.

Таково в самых общих чертах значение курса фортепиано для учащихся всех отделений ДМШ и ДШИ (кроме отделения специального фортепиано). Подводя итог, можно с полной уверенностью утверждать, что обучение игре на фортепиано есть необходимый компонент музыкального образования по всем специальностям.

 

 

Список литературы:

 

1. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. – М.; Л.: Музыка, 1965. – С. 23.

2. Гофман, Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / Й. Гофман. – М.: Музгиз, 1961. – С. 190.

3. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. – М.: Музгиз, 1961. – С. 33, С 229

4. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г.М. Цыпин. – М.: Просвещение, 1984.

Опубликовано: 24.08.2022