Особенности организации художественно-эстетической деятельности детей с нарушением зрения

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Анощенкова Елена Васильевна

Организация: МБДОУ детский сад компенсирующего вида №57

Населенный пункт: Ивановская область, г. Иваново

Автор: Любимова Наталья Борисовна

Организация: МБДОУ детский сад компенсирующего вида №57

Населенный пункт: Ивановская область, г. Иваново

Дети, страдающие амблиопией и косоглазием испытывают ряд трудностей прежде всего в зрительном восприятии цвета, формы величины; восприятии предметов окружающего мира, дети плохо выделяют отдельные признаки, особенно в движущихся объектов, затруднено восприятие сюжетных картин, ориентировка и большом и малом пространстве; страдает мелкая моторика – мышцы рук очень слабы, затруднено взаимодействие рук из-за нарушения координации. Дети не могут уверенно и точно произвести необходимые действия. В связи с нарушением глазомера они не имеют возможности произвести необходимый уровень зрительного контроля. Часто у детей с нарушением зрения наблюдается снижения уровня самостоятельности: дети не уверены в себе, в своих действиях, ведут себя скованно. Начатую работу дети часто не доводят до конца, так как боятся, что у них получиться недостаточно красиво.

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Давать детям больше времени для рассмотрения предмета, т.к. у ребенка плохо развит зрительный образ
  • Проводить предварительную работу. Ребенок должен четко понять строение объекта, уметь разложить его на составные части. Педагог учит анализировать строение объекта с точки зрения сенсорных эталонов – прежде всего формы основных деталей, цвета каждой детали. Особое внимание уделяется величине.

В предварительной работе удобно использовать фланелеграф: на нем выкладывается, например, пирамида из основных частей – деталей. Ребенок видит форму каждой детали (показ). Затем сверху эта пирамида закрывается формой, на которую похожа пирамида (треугольник) и делается вывод о том, что основная форма пирамиды – треугольник.

Далее дети должны обвести пальцем каждую деталь и основную форму, прорисовать общую форму в воздухе, проследить глазом, прорисовать на столе пальцем. Зрительный анализ делается на основе других анализаторов. Начинать обследование надо с сохранных анализаторов – осязание, обоняние, тактильно-двигательные упражнения – и уж затем на эту информацию накладывается зрительное обследование, т.е. выделение основных признаков. Всегда нужно помнить, что в рисовании ведущим признаком является форма. Например, при рисовании чашки основной деталью будет квадрат – если срезать два уголка, получается форма чашки, а к ней дорисовывается ручка. При рисовании птицы следует выложить детали, показать, как делается скругление, шея, спинка, которая переходит в хвост. Накануне занятия можно прорисовать птицу по трафарету.

  • На самом занятии необходимо иметь цветное изображение предмета и цветной образец, сделанный воспитателем или родителями. Показать действия можно на большом фланелеграфе. Воспитатель стоит слева, работаем толстым фломастером, или воспитатель сидит за столом, а дети стоят полукругом за ним. От того, как проведен воспитателей анализ образца и показ действия, зависит успех рисования детьми. Это очень важные моменты занятия и экономить на них время не следует. Рисование детей прерывать не рекомендуется, но нужно помнить, что основная нагрузка при этом падает на зрение детей, поэтому полезно провести с детьми упражнения на расслабление (“Закрой на секунду глаза, запрокинь голову, сложи ладошки на затылке, отбрось на них голову” и т.д.)
  • Рассаживать детей следует, сообразуясь с их зрением: на первые столы – страдающих амблиопией и расходящимся косоглазием, за последние – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.
  • Очень полезно рисовать на мольберте, это способствует выравниванию взора.
  • Работая с детьми с нарушением зрения, необходимо помнить, что на начальном этапе надо поупражнять руку. Для этого детям представляют большую площадь стены – рисовальные доски (особенно младшим детям). Все дети по очереди рисуют речку на доске. Следует учить рисовать отдельные линии, тренировать руку, придать ей смелость. Можно закрыть глаза, покрутить карандашом на одном месте. Очень полезно использовать разные изобразительные средства: мел, мелки, карандаши, кисти разных размеров. При обучении рисованию очень важно научить детей правильно держать кисть, карандаш, причем одного показа, как правило, оказывается недостаточно. Приходится вкладывать кисть в пальцы ребенка и следить за тем, как он держит ее, в процессе рисования неоднократно поправлять. Перед началом занятия необходимо предлагать детям правильно взять карандаш, а по ходу рисования контролировать и поправлять детей.
  • Трафарет помогает приблизить изображение к предмету. Применять трафарет надо до тех пор, пока дети не смогут без него обходиться, но с возрастом следует подходить к этому средству обучения дифференцированно: один детям предлагать внутренний, другим – внешний трафарет, третьим – обводку. Хорошо помогает в обучении рисованию использование лекал: волнистых, угольных, дорисовывание второй половины образца (елка, яблоко).
  • в детском саду для детей с нарушением зрения очень полезно давать задания с оттенками, насыщенностью цвета.
  • Сюжетное рисование вводится постепенно. Например, тема “Деревья”. Сначала дети рисуют листья, потом ствол дерева, потом лес. Затем переходят к многоплановому изображению по этапам. Сначала выкладывают на фланелеграфе лес (три величины деревьев), потом срисовывают, и лишь после этого – самостоятельное творчество, появление в лесу человека.
  • Очень полезно рисование с натуры. Например, тема “Яблоки”. Сначала рисуется одно яблоко, определяется его форма, величина, цвет, затем – два яблока, отличающиеся по величине, после этого – два яблока с учетом перекрытия (выкладывается на фланелеграфе). Допускается сначала срисовывание, поэтапная работа по трафарету:
  • Самое сложное рисование – изображение человека. Дается предварительный анализ позы, используются схемы, рисование портрета, модели человека, ведется предварительная беседа об эмоциях и мимике лица.
  • Можно проводить несколько занятий, объединенных одной тематикой (на одном листе). Например, в младшей группе проводится серия занятий по теме “Зима” с использованием одного и того же листа бумаги:

1-е занятие: “Идет снежок”;

2-е занятие: “Сугробы”;

3-е занятие: “Снеговик”.

В результате получается сюжетная картинка.

Важно не количество детских работ, а конечный результат. В работе с детьми с нарушением зрения не следует тратить много времени на свободное рисование, а нужно использовать его на приобретение новых навыков. Не нужно забывать о коррекционных целях при проведении занятий по рисованию. На первых этапах обучения – это коррекция моторики, умение выделять форму, цвет, величину.

Примерными коррекционными задачами на занятиях по рисованию могут быть следующие:

Развивать мелкую моторику.

Развивать глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки.

Закреплять умение фиксировать взор.

Учить правильно воспринимать сенсорные эталоны и самостоятельно отображать их в практической деятельности.

Развивать умение правильно передавать форму предметов, цвет, величину.

Развивать пространственное представление детей.

Закреплять знание цветов радуги.

Закреплять умение самостоятельно получать цвет и его оттенки.

Формировать представление о теплых и холодных тонах.

Учить воспроизводить изобразительные средства перспективы.

Развивать умение самостоятельно выделять изобразительную перспективу.

  • Организация рабочего места ребенка с нарушением зрения в процессе рисования имеет ряд особенностей. Рекомендуется использовать подкладку по цвету (в зависимости от зрительного диагноза), по размеру (слабовидящим меньше) листа бумаги; размер листа, его фон зависят от остроты зрения (целый лист или его половина); для детей со значительной потерей зрения используется вертикальная подставка для индивидуального образца.
  • Следует удобно располагать учебный материал на столе для рисования в зависимости от окклюзии.
  • Применяемый образец должен быть крупный, точный по цвету, форме, приближенный к реальности или используется реальный предмет. Необходим лист для крупного, поэтапного (1, 2 или 3 элемента), частичного (1, 2 совмещенных элемента, сложные соединения) показа и показа конкретного элемента (цвет, форма, величина). Для развития самостоятельности, творчества детей в рисовании используются дополнительные пособия: эталоны цвета, формы, величины; отдельные изображения к сюжетам: елка, человек, дом и т.д.; отдельные изображения для понимания плановости рисунка, перспективы рисунка (дом большой и маленький, дерево большое и среднее, машина большая и средняя); натура (2–3 одинаковых предмета или одна достаточно крупная, чтобы видели все дети; учитывать яркость натуры, дальность расположения, ее реальность).
  • создавать рисунок по опорным точкам, используя алгоритм рисования.
  • При демонстрации образца педагог должен находиться лицом к детям. Следует заранее подготовить место для анализа работ детей. Это может быть выставка, общий пейзаж, 3–4 рисунка для сравнения, 1 – для сравнения с образцом и т.д. Педагог должен соблюдать большую тактичность при анализе работ детей, так как ребенок может обидеться, совсем отказаться от рисования, у него может появиться неуверенность в себе и т.п. В оценке детских работ можно отметить: эстетику (цвет, сочетание цветов, чистоту, аккуратность);

точность выполнения задания (по форме, цвету, расположению, включению заданных объектов);

самостоятельное включение ранее изученных элементов (по теме);

самостоятельное включение в рисунок новых элементов, удачность их использования;

самостоятельность в выборе темы.

 

ЛЕПКА

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры. Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной и пластилином.

Основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно.

  • Особенности развития ребенка предполагают различие в материале: пластилин, глина, соленое тесто
  • Использование дополнительного материала по усложнению: рис, гречка, более крупные бусины и т.д.
  • Обучение приемам разминания глины, лепка палочек и колбасок при раскатывании глины между ладонями рук и пальцами, лепка колечек и шариков, составление орнаментов из палочек, колечек и шариков; лепка предметов из колбасок (огурец, морковь, яйцо и т.п.) и шариков (плоды овощей, фруктов и др.), лепка отдельных предметов и составление композиций из них.

 

  • Занятия аппликационной лепкой (заполнение рельефного рисунка пластилином). Подбор деталей-заготовок из пластилина для наложения их на определенные части рисунка, размазывание пластилина до контуров рельефного рисунка (огурец, морковь, репка, грибы, веточка вишни, машина, цветок и т.п.).

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ

  • При подготовке детей к конструированию, аппликации учить выкладыванию узоров из геометрических фигур, составлению отдельных предметов (забор, елочка, неваляшка, снеговик, домик и т.п.) и композиций из них.
  • Проводить знакомство с деталями различных конструкторов и их назначением; подбор деталей по форме, размеру с помощью наложения и приложения; обучение скреплению деталей конструкторов, сборка отдельных предметов (лесенок, башен, стен без проемов и с проемами); построение домика, предметов мебели и др.; составление композиций из сконструированных предметов (жилая комната, гараж и др.).
  • Работа с бумагой. Ознакомление с различными сортами бумаги (промокательная, салфеточная, газетная, туалетная, тетрадная, перфокарточная, оберточная и др.), сгибание листа бумаги по различным направлениям, обрывание листа по сгибу, обрывание бумаги по контуру рельефных рисунков предметов, составление из них композиций накладыванием на контрастный фон; поделки из бумаги приемом сгибания (лодка, кошелек и др.).
     
  • Работа с фольгой. Разглаживание смятой фольги (ладонями, отдельными пальцами); формовка из фольги различных поделок (человечки, зверушки и т.п.).

  • Занятия с нитями. Наматывание клубков, связывание нитей, распутывание узлов, выполнение различных плетений типа макраме.
     
  • Работа с палочками. Вынимание палочек из коробочки (по одной, две, три и т.д.) попеременно правой и левой руками, перекладывание палочек из одной коробки в другую, составление из палочек по образцу и по памяти геометрических фигур, контуров печатных букв и цифр плоскопечатного шрифта, выкладывание колодца и т.п.

 

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Одной из важных коррекционных задач, решаемых в процессе театрализованной деятельности, является развитие коммуникативных умений и навыков дошкольников со зрительной патологией.

При этом особая роль уделяется обучению детей данной категории пониманию, воспроизведению и использованию неречевых средств общения.

Театрализованная деятельность обеспечивает конкретизацию и расширение представлений об окружающем, развитию речи, повышению познавательной активности, воспитанию коммуникативной культуры, связи обучения с жизнью.

Театрализованная деятельность имеет терапевтическую направленность, помогая данной категории детей в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует эмоциональной адаптации.

Главная особенность организации театральной деятельности это упор на обучение пониманию мимики, жестов, разнообразию выразительных пластических движений, умению понимать собеседника и выражать собственные эмоциональные состояния.

Приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком: учить различать пластику и ритм ласковых, строгих, нежных, энергичных, слабых и других видов действия рук; учить сопряженному действию рук.
Дидактические игры и упражнения: «Угадай, кто это», «Пожми крепко руку», «Погладь нежно голову куклы, друга, взрослого», «Рука ласковая, рука строгая», «Рука сильная, рука слабая», «Рука требовательная, берущая», «Рука дающая», «Рука здоровается», «Рука прощается», «Мы обнимаемся», «Руки успокаивающие», «Руки баюкающие», «Руки помогающие».

В процессе организации работы с детьми важно соблюдать определенную последовательность начиная от чтения сказок, разучивания

потешек, и заканчивая показом спектакля.

Большое значение играет цветовое решение атрибутов и декораций.

Так, использование красного, желтого, зеленого, оранжевого

цветов стимулирует работу рецепторов сетчатки, активизирует зрительные

возможности детей.

Таким образом, понимая особенности восприятия детьми с ФРЗ (функциональными расстройствами здоровья) окружающего мира и зная, как лучше всего в тех или иных случаях подавать для них учебный материал можно очень значительно повысить мастерство, как педагогов, так и детей.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Л.И. Плаксина Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения.- Развитие-М., 2007 г. ВЛАДОС,

Родителям, воспитывающим детей с нарушением зрения. Изд. ИРОСО Южно-Сахалинск сост. Т.А. Титеева 2017 г.

  • Волокитина, А.А. Зотова. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей. Архангельск 2013г.
Опубликовано: 29.11.2021