Логическое мышление - ведущая сторона умственного развития обучающихся 5-6 классов
Конференция: Современный урок. Методика и практика
Автор: Мирная Екатерина Юрьевна
Организация: МОУ школа №8
Населенный пункт: Московская область, г. Жуковский
Большинство детских психологов считает, что ведущей стороной умственного развития обучающихся 5-6 класса является развитие логического мышления.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс.
Полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Без целенаправленных занятий сформировать логическую культуру ребенка иногда не удается даже к концу школьного обучения. Поэтому заниматься развитием логического мышления нужно на всех возрастных этапах становления личности ребенка. В младшем школьном возрасте следует уделять этому больше внимания, т. к. именно в этот период развития ребенка уже сформирована знаковая функция сознания и процесс мыслительной деятельности развивается интенсивнее, чем в дошкольном возрасте.
Для формирования логического мышления ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Фундаментом этого комплекса являются общелогические умения, необходимые в любой интеллектуальной деятельности.
К ним относятся:
умение выполнять логическое действие классификации;
умение давать определение знакомого понятия через род и видовое отличие;
умение строить простейшие умозаключения.
Эти умения необходимо формировать уже в младшем школьном возрасте и продолжать активную работу в средней школе. Обучающийся должен в первую очередь овладеть такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация, смысловое соотнесение.
Что же собой представляют эти логические приемы?
Сравнение – это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.
Овладев этим приемом, младший школьник должен уметь выделять основные свойства (признаки) предмета или явления и использовать их для сравнения со свойствами других предметов и явлений. В ходе сравнения ребенок должен уметь определять общие и отличительные, а также существенные и несущественные признаки предметов и явлений.
Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения.
Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Научившись осуществлять группировку различных объектов в уме, обобщать словесно представленный материал, младший школьник овладевает приемами обобщения и классификации.
Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками.
Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение распределять предметы по группам.
Систематизация – это «мысленное построение системы, расположение объектов в определенном порядке, установление между ними определенной последовательности».
Работу над овладением приемами логического мышления надо вести планомерно, целенаправленно и систематически, соблюдая определенную последовательность, т. к. приемы связаны между собой внутренней логикой и один прием строится на базе другого.
При планировании учебной деятельности необходимо предусмотреть всю систему логических приемов мышления.
Учитывая особенности психологического развития детей 5-6 класса, для полноценного формирования этих логических приемов мышления нужно больше использовать игровые методы обучения. С помощью увлекательных, интересных, порой забавных и юмористических заданий, упражнений, игр можно научить детей логически рассуждать, делать выводы, находить оригинальные решения.
В настоящее время «одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика, на развитие его творческого мышления, на развитие умения использовать общелогические приемы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций.
Математика – это орудие для размышления, в её арсенале большое количество задач, которые формируют мышление людей. Именно на уроках математики ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. В математике используется много абстрактного материала, т. к. натуральные объекты заменяются символами. При решении задач разного характера устанавливаются причинно-следственные связи, без которых не придешь к правильному ответу, правильным выводам. На уроках математики учащиеся находятся в постоянном поиске закономерностей, приходят к выводам математических свойств и законов.
Работу по формированию логического мышления на уроках математики нужно проводить систематически, учитывая содержание материала и последовательность формирования приемов логического мышления.
Одним из богатейших материалов, способствующих развитию логического мышления на уроках математики является задача. Первостепенная задача учителя начальных классов – научить простейшим операциям анализа, синтеза, сравнения на примере решения текстовых задач с целью перенесения усвоенных знаний, умений, навыков в другие сферы деятельности учащихся. Чтобы добиться этого, можно использовать разные приемы работы с задачей, которые способствуют формированию логического мышления:
- Придумать задачи, обратные данной.
- Поиск различных способов решения.
- Решения задачи через введение переменной
- Составление аналогичной задачи с новыми данными.
- Постановка дополнительных вопросов к решенной задаче.
- Записать решение задачи выражением.
- Решение задач с лишними и недостающими данными.
- Решение задач с неправильными числовыми данными.
- Составление задачи по числовому выражению или выражению с переменными.
- Составление графической схемы по условию задачи.
- Составление задачи по графической схеме.
- Составление выражения по данной графической схеме.
- Дополнение графической схемы по условию задачи и составление выражения по нему.
Такая методика работы над задачей способствует развитию у детей умения мыслить. Математические рассуждения с присущими им четкостью, последовательностью и логичностью являют собой пример правильно организованного мышления.
Перечисленные виды заданий представляют различные этапы единого познавательного процесса самостоятельного «открытия» и применения математических свойств, понятий, закономерностей, изучаемых в разных темах. Систематическое выполнение таких задач не только способствует развитию логического мышления, но и оказывает положительное влияние на качество знаний обучающихся.