Преподавание теоретических дисциплин в ДШИ в условиях современных технологий

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Малкова Наталья Валерьевна

Организация: МБУ ДО ДШИ № 13

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

За последние годы жизнь все больше набирает обороты, увеличивает свой темп, все больше мы должны успеть за 24 часа и все меньше времени остается на то, чтобы остановиться, подумать о главном, отбросить второстепенное. Не для кого не является секретом, что одной из причин этого «ускорения» стал технический прогресс. В большинстве крупных городов люди почти не ходят пешком, все реже гуляют по вечерам. Именно в этих условиях растут сейчас дети. Они родились в те годы, когда компьютер стал доступным средством для большинства населения. Нужно отдавать отчет, что компьютерные игры – это их реальность и что они во многом заменили им обычные игрушки.

В связи с этим в последнее время встал вопрос о внедрении инновационных, мультимедийных технологий в ДШИ.

Что же такое инновация?

Инновация – в социально-психологическом аспекте – создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Нововведение – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей.

Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу обучения. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Поэтому даже если мы захотим работать так, как работали 10 – 15 лет назад, то, скорее всего, не найдем с детьми общего языка. Надо забыть те времена, когда приходилось доставать книги с маленькими иллюстрациями, перематывать нужный музыкальный фрагмент на магнитофоне, рассказывать, как та или иная балетная сцена выглядит на театральных подмостках. В связи с этим, повторюсь, необходимо отметить все более и более возрастающую роль компьютерных технологий в сфере образования. Для того чтобы заинтересовать ребенка на уроке, сейчас необходимо как можно чаще использовать компьютер, он избавляет преподавателя от многих проблем при подготовке к уроку и подаче материала ученикам. Это позволит не только полнее и качественнее научить ребенка добывать новую информацию, но и вызывает уважение у подростка к учителю. С мелом в руке можно, конечно, объяснить многое, но применение интерактивных досок, компьютерных программ, мультимедийных проекторов и других технических средств поможет полнее, ярче, быстрее отобразить картину окружающей действительности, найти нужные сведения, передать опыт.

Однако проблема состоит не только в том, чтобы компьютер появился в классе как средство мобильной доставки традиционной образовательной информации, в том числе, из глобальных сетевых ресурсов. Самой важной задачей является разработка нового подхода к электронным методическим материалам, поиск новых концепций и методик обучения, освоение дидактического потенциала информационных, инфокоммуникационных средств.

Использование информационных технологий как вспомогательного средства в образовании в настоящее время характеризуется широким применением средств мультимедиа, которые на сегодняшний день являются самым прогрессивным способом представления информации.

Сегодня ведутся споры об актуальности использования компьютера в обучении музыке.

Традиции музыкального образования с их огромным удельным весом индивидуальной работы педагога со студентом за инструментом в определенной мере тормозят распространение идей использования компьютерных технологий. Причинами негативного отношения выдвигаются механистичность, стандартность обучающих, в том числе, тестовых процедур на компьютере. Такие мнения нетрудно объяснить тем, что современный отечественный рынок обучающих продуктов оснащен достаточно простыми, нередко упрощенными до примитивизма тесто-тренажерами. Они, как правило, создаются, не музыкантами или людьми, имеющими скромное музыкальное образование. Задача же состоит в том, чтобы привлечь квалифицированные методические кадры к актуальным дидактическим разработкам.

Проблемы использования компьютерных технологий и необходимость их исследования обусловлены группой внешних и внутренних факторов. К внешним факторам следует отнести общие тенденции развития общества и системы образования в целом; к внутренним - специфические особенности музыкального обучения и современной музыкальной практики.

Если исходить из специфики музыкального образования, то стоит согласиться, что применение компьютерных технологий в этой сфере имеет свои пределы. Их использование в ДШИ и ДМШ оправдано возможностью совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией. На мой взгляд, программа, обладающая возможностью совмещать эти различные типы информации, как нельзя лучше подходит для музыкально-теоретических дисциплин: сольфеджио (в меньшей степени, так как огромный объем именно теоретического материала), музыкальной литературы, курса современной музыки у эстрадно-джазовых отделений. Таким образом, ученик может одновременно использовать текстовый материал статей, прослушивать музыкальные примеры, просматривать изображения.

В современном музыкальном образовании разрабатываются следующие виды мультимедийных программ:

* энциклопедические пособия, справочники.

* электронные учебники и учебные пособия.

* программы – тренажеры для отработки различных навыков. Эти программы включают и тесты для проверки уровня знаний.

* программно-методические комплексы для работы с интерактивными досками.

Остановлюсь более подробно на последних двух пунктах. Следует перечислить все их плюсы и минусы. Мультимедийные программы представлены на российском рынке недостаточно широко. Это связано со следующими причинами:

- музыкальные тесты обладают специфическими чертами;

- недостаточное оснащение музыкального образовательного процесса компьютерной техникой, интерактивными досками;

- тестирование относительно новый способ проверки знаний, поэтому еще не выработаны критерии оценки и составления тестов.

При сравнении с традиционной формой контроля материала компьютерные технологии в тестировании имеют следующие преимущества:

- благодаря случайной генерации примеров, каждый ученик получает индивидуальный набор заданий, освобождая педагога от составления различного рода карточек;

- результаты работы и итоговая оценка появляются немедленно, освобождая педагога от рутинной проверки письменных работ.

В настоящее время существует несколько классификаций тестовых компьютерных программ. Я в своей работе остановлюсь на классификации С.П.Полозова, приведенной в книге «Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование». В ее основе лежит соответствие тестовых программ конкретной традиционной форме контроля, и как следствие, различие методик использования программного продукта.

* блиц – опрос. Предназначение данной программы – традиционный быстрый опрос по принципу «короткий вопрос – короткий ответ». Основная задача программ данного вида –

знание фактологического материала. Эти программы могут быть использованы в курсе сольфеджио для проверки знания терминологии и в цикле музыкальной литературы, современной музыки.

* контрольная программа подвергает проверке практические навыки: воспроизведение мелодического и ритмического рисунка, определение по слуху, пение, построение интервалов и аккордов, проверка знания музыкальных понятий и терминов. Эта программа заменяет собой такие традиционные формы контроля как письменная контрольная работа и устный опрос. Применение подобных программ осуществляется в курсе сольфеджио, теории музыки.

* музыкальный диктант. Важным качеством этих программ является то, что они адаптируются к индивидуальным возможностям ученика – он самостоятельно может определять темп работы, выбирая частоту воспроизведения музыкального материала, предназначенного для записи.

* викторина. Эта программа предназначена для проведения проверки знания реального звучания музыкальных произведений, изучаемой в музыкальной литературе и современной музыке. Их применение значительно облегчает работу по организации и проведению данной формы контроля.

Современный рынок компьютерии предлагает широкий выбор тестовых программ. Я остановлюсь на наиболее подходящих программах для проведения тестирования в ДШИ:

** Система интерактивного контроля "Инспектор" – эта программа предназначена для контроля качества обучения с использованием мультимедиа. Состоит из базовой части Инспектор и проигрывателя тест-билетов NsPlayer. Содержит вопросы закрытого и открытого типа. Ответ на вопрос не только выбором варианта ответа, но и выбором области на рисунке. Представление информации вопроса в текстовом, графическом, звуковом, видео- форматах.

** Easytest - автоматизированная система компьютерного тестирования знаний. Программа поддерживает 6 типов тестов: тест на одиночный выбор, на множественный выбор, на соответствие, на последовательность, с произвольным ответом, смешанный тест. Поддерживает функцию форматирования текстов, возможно управлять критериями оценки, а также изменять временную продолжительность выполнения теста.

** EarMaster School - это программа для тренировки и развития музыкального слуха. В программе есть курсы обучения, адаптированные к различным инструментам. Предлагаются комплексы развивающих упражнений Начав с простых упражнений и продвигаясь к более сложным, дети постепенно научатся правильно определять высоту нот, различать аккорды, разбираться в интервалах, разовьете чувство ритма. При этом программа рассчитана как для новичков (детей), только что взявших в руки инструмент, так и для музыкантов со стажем - дабы не терять форму.

Итак, компьютерное тестирование предоставляет широкие возможности для проведения проверки разнообразных музыкальных знаний и навыков. Применение компьютерных технологий контроля в процессе обучения обеспечивает надежность передачи информационных потоков; а самое главное, служит способом экономии учебного времени.

За последние 3 – 5 лет в ДШИ большое распространение получили интерактивные доски со специально предназначенными для них программно-методическими комплексами. Основная цель таких программ – познакомить детей младшего школьного возраста с основами музыкального искусства, обучить нотной грамотности, развить художественно-эстетическое восприятие действительности и творческие способности. В своей работе (в большей степени на уроках музыкальной литературы, в меньшей – сольфеджио) применяю многопользовательские версии программно-методических комплексов «Мир музыки» и «Проектная деятельность. Музыкальный конструктор».

«Мир музыки» - программа помогает в изучении музыкального искусства, обучению нотной грамоте, развитию художественно-эстетического вкуса и творческих способностей детей 5-10 лет. Уникальная особенность программы заключается в том, что музыка рассматривается в контексте других видов искусств: театра, литературы, фольклора, изобразительного и даже циркового искусства. Благодаря такому подходу к изучению материала программа помогает понять учащимся, насколько важна музыка для всего мира искусства. Программа состоит из 4 разделов (Изучаем, Читаем, Слушаем, Поем) направленных

на изучение основных жанров музыкального искусства, ознакомление с классами и семействами музыкальных инструментов, с известными композиторами и их произведениями. В каждой теме предлагаются разные интерактивные задания, которые помогут закрепить полученные знания.

«Проектная деятельность. Музыкальный конструктор» - программа также предназначена для музыкального развития детей младшего школьного возраста (6 –11 лет). Отличительная особенность учебного пособия в том, что оно полностью поддерживает организацию проектной деятельности и помогает строить занятия на основе интеграции различных образовательных областей. В программе шесть тематических разделов (Звуки, Ритм, Мелодия, Оркестр, Композиция, Ансамбль), каждый из которых представляет интерактивный конструктор с набором определенных звуков и инструментов для «музыкального экспериментирования». С помощью конструкторов дети составляют ритмические рисунки, соединяют звуки музыкальных инструментов и звуки предметов окружающего мира, сочиняют, проигрывают и записывают простые мелодии, объединяют в ансамбль звучание нескольких инструментов.

Работая с программой, дети не только знакомятся с музыкальными инструментами и осваивают начала нотной грамоты, но самое главное – развивают чувство ритма, слух в практической музыкальной деятельности. Экспериментирование с различными мультимедийными объектами, использование инструментов информационных технологий в решении учебно-познавательных задач будет способствовать развитию ИКТ-компетентности ребенка.

Таким образом, интерактивная доска со специально предназначенными программно-методическими комплексами может послужить большим помощником преподавателю теоретических дисциплин в ДШИ в работе с учащимися. А для последних, сделать тяжелые для освоения дисциплины интересными и разнообразными.

Список используемой литературы:

1. Материалы XVII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», Троицк, 2006. - 720 с.

2. «Мир музыки»: Программно-методический комплекс с печатным пособием для учителя, М.: Новый диск, 2008.

3. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование / Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2002. – 208 с.

4. «Проектная деятельность. Музыкальный конструктор»: Программно-методический комплекс с печатным пособием для учителя, М.: Новый диск, 2013.

5. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: Уч. Пособие для студентов / МГУКИ – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004. – 416 с.

Опубликовано: 27.08.2015