Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Ветюгова Ольга Юрьевна

Организация: МБДОУ детский сад №5 «Теремок» комбинированного вида

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Шахунья

Обогащение практической психологии новыми средствами эффективной работы с детьми, в частности, сказкотерапиейотрадное явление последнего десятилетия. До последнего времени практическая психология образования явно недостаточно использовала развивающий психотерапевтический потенциал сказок. А ведь сказкотерапия оказывается эффективной в работе не только с дошкольниками и младшими школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Более того, существуют психотерапевтические сказки для учителей и родителей.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это ориентирование на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

Но нужно знать, как работать со сказками, как самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться и грамотно изменять поведение. Сказку можно использовать в работе в таких ситуациях, в которых, на первый взгляд, психолог бессилен. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души. Поэтому, когда мы говорим о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются данный момент психотерапевтическими (1).

Все мероприятия помощи человеку можно привести к одному общему знаменателю – к достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек и в сказке, и в жизни выступает как Созидатель, а дисгармоничный – как разрушитель.

Таким образом, метафорически предмет сказкотерапии можно определить как внутреннюю победу Созидателя над Разрушителем. Вечное противостояние Добра и Зла. Шкала «Разрушитель-Созидатель» становится основной внутренней диагностической шкалой сказкотерапевта. Как ведет себя человек, что он чувствует, о чем размышляет – все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение - созидание», применяемого по отношению к внешнему и внутреннему миру. Внешний разрушитель причиняет боль и дискомфорт другим людям, предметам и объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» мысли, дисциплинирует чувства, заботится о своем здоровье. Важно отметить, что идея «разрушения – созидания» является одной из главных философских и психологических идей. Достаточно вспомнить учение о мортидо и либидо (2).

Цель метода – активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями.

Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключается в следующем:

  1. Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
  2. Неопределенность места действия главного героя.
  3. Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
  4. Победа Добра. Психологическая защищенность.
  5. Наличие Тайны и Волшебства.

Метод сказкотерапии, как и многие психотерапевтические методы, можно

использовать как в индивидуальной работе, так и в группе.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем решать широкий круг задач. Например: отработка произвольного внимания, или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, коррекции личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др.

 

1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

 

Психолог, педагог – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Используемые здесь психотерапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы.

Специалисты утверждают, что вообще метафоры обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятие сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображение, творчества. Психологи, работающие с клиентом часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне, ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходит на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное с его проблемами.

Подбору персонажей сказки придается особое значение (художественная эта сказка или придуманная самим психологом). В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными. Так, И.В. Дубровина отмечает, если в реальности основная проблема заключается в несогласованности методов воспитания между родителями, где папа предъявляет завышенные требования к ребенку, тогда как мама всячески защищает и заступается за сына, то сказочный сюжет может разворачиваться между «членами команды волшебного корабля, состоящего из строго капитана, доброго помощника капитана и молодого неумелого юнги (3).

Для того, чтобы сказка была интересна ребенку, задела его, необходимо в предварительной беседе выяснить его интересы и увлечения, причем, не столько для прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных аспектов, на которые можно опереться в процессе создания или подбора истории. Использование темы, близкой и понятной ребенку, позволяет ему легче вжиться в образ сказочного героя, соотнести его и свои проблемы, увидеть эффективность выхода из сложившейся ситуации.

Одним из важных моментов этого направления является то, что в процессе работы психолог следит за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики, пантомимики, дыхания и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией. Даже движение глаз отражает внутреннее состояние человека, в частности, движение глаз влево и верх означает использование прошлых зрительных воспоминаний, движение вправо и вверх свидетельствует о построении новых или будущих образов, а движение глаз влево и вниз говорит о кинестетических ощущениях.

Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости произношения текста. Если это сказка придумана психологом, то введение собственного имени клиента или созвучное с его именем, особенно перед тем, как будут сказаны важная фраза, информация, которую хотелось бы запечатлеть на подсознательном уровне, просто необходимо.

 

  1. РАБОТА В ГРУППЕ

Включает:

1) Прослушивание сказок и анализ (интерпретация). Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, появлением новых героев, конструкцией сюжета.

2) Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей (подростков или взрослых). Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.

3) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того, как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.

4) Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, например: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.

5) Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать и распределяют персонажи между собой. В группах дошкольного и младшего школьного возраста интересно будет инсценирование сказок.

Весь процесс работы с группой детей можно условно разделить на три стадии. Первая стадия обычно занимает два-три занятия и является подготовительной, в которой ставится задача объединения детей в группу и принятия ими правил и специфики такой работы. На первом занятии обычно оговариваются «правила и права» общения детей в группе. Здесь устанавливается контакт с группой и знакомство детей друг с другом, если группа была набрана.

Чтобы правила работы в группе соблюдались, число их должно быть минимальным, но эффективным.

Игры и сказки, используемые на первой подготовительной стадии, носят, по большей части, непроблемный характер и не направлены сразу на решение серьезных проблем у детей. На данном этапе важно, чтобы дети почувствовали себя комфортно, наладили контакт друг и другом и с психологом (психотерапевтом). На этом этапе возможно использование иных техник: арт-терапии, игровые упражнения.

Когда дети уже привыкли к ситуации и познакомились друг с другом, можно переходить к основной стадии работы, цель которой – помочь ребенку в решении трудных для него ситуаций, проблем и преодолении нежелательных черт характера. На этом этапе используются различные игры, такие как ролевые, связанные с сюжетом сказки, психотерапевтические, направленные на разрешении трудностей и проблем детей, сплочение группы, осознания групповой поддержки. Сказки, используемые на этом этапе, также будут носить проблемный характер и касаться либо таких общечеловеческих тем, как выбор и ответственность за свое поведение, любовь и уважение к другим людям, взаимопомощь, либо более конкретных проблем, например, связанных с неуверенностью, агрессивность., детско-родительскими отношениями, нерешительностью, неумением общаться со сверстниками и т.д. Рисунки на этом этапе могут уже отражать реальные проблемы ребенка.

Заключительная стадия содержит проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивным окрашенным прогнозом на будущее.

Необходимо отметить, что существует ряд детских проблем, для решения которых групповая работа малоэффективна и даже нежелательна на первых порах. Это, прежде всего с детьми крайне агрессивными, эгоцентричными, конкурирующими со своими братьями, сестрами или же с детьми, переживающими сильный стресс, кризис, лучше работать индивидуально и лишь затем, когда большая часть проблем решена, можно включать их в групповую работу. Напротив, для детей замкнутых, малообщительных, пассивных, не владеющих элементарными навыками общения, с заниженной самооценкой, страдающих страхами и фобиями, проведение формы группой работы полезно и дает хорошие результаты.

План проведения занятия может быть произвольным. Удобно, когда сеанс начинается с ритуальной песни и игры. Затем проходит небольшое обсуждение того, что случилось с детьми за время, прошедшее с предыдущего занятия, их успехов и неудач, после чего проводится ряд психотерапевтических игр. Затем дети все вместе слушают сказку, потом рисуют, обсуждают свои рисунки. В конце подводятся итоги того, как прошло занятие, и исполняется ритуальная песня или игра.

Занятия сопровождаются музыкальным оформлением, как при прослушивании сказок, так и при рисовании, что создает более комфортные условия для терапевтического эффекта.

Дети должны почувствовать, что они не просто играют в «сказку» или выполняют упражнения, а исследуют пока незнакомый им Мир. Важно, чтобы ребенок вышел из сказки после окончания занятия тем же способом, что и вошел.

Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя свою работу с детьми, каждый будет придумывать свой собственный сценарий путешествия по сказке. При этом нельзя забывать об основных принципах работы со сказками, выделяемые Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой в практикуме по сказкотерапии:

 

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

 

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?

Наша задача: показать воспитанникам и клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Наша задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок

Наша задача: кропотливо терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерпии. С-Пб, 2000.

  1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.С-Пб, 2001.
  2. Учебное пособие. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. Москва, 2001.

Г.С. Абрамова. Практическая психология. Москва, 1999.

Опубликовано: 05.04.2021