Проблемное обучение в начальных классах

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Афанасьева Светлана Геннадьевна

Организация: МБОУ СОШ №9

Населенный пункт: Приморский край, г. Находка

Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
С. Я. Маршак

 

Проблемное обучение в образовательном процессе стало неотъемлемой частью обучения младших школьников.

Проблемное обучение – это технология в которой , учитель создает проблемные ситуации затруднения, , вовлекая учащихся в самостоятельное познание элементов новой темы .

С.Л.Рубинштейн выделяет три основных признака : неизвестное, противоречия, потребность.

Во-первых , систематическое создание проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе обучения.
Во-вторых, для того, чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо обнаружить противоречие, а это, как правило, пробуждает у школьников интерес, приводит в движение прежние знания, направляет на поиск неизвестного и тем самым активизирует познавательную самостоятельность учащихся, давая учителю возможность управлять ею.

В-третьих, именно в проблемной ситуации происходит осознание противоречия, преднамеренно заостренного учителем. Лишь осознав противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся смогут принять сформулированную учителем проблему, задачу или самостоятельно сформулировать ее.
Таким образом, противоречие в проблемной ситуации, являясь движущей силой обучения, способствует активизации всей познавательной деятельности учащихся.

Рассмотрим проблемные ситуации на уроках в начальной школе.

Математика 1класс.

Тема: «Величины.Длина.»

Практическое задание не выполнимое вообще, но помогающее выйти на проблему.

Задание:

У учеников на партах по 3 полоски разного цвета. Две из них имеют одинаковую длину, а третья – нет.

 

Неизвестное.

- Мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнить с помощью знаков «больше», «меньше», «равно».

Можем ли мы определить, какой цвет больше?

-Нет.

Противоречие.

- Значит, цвет не является величиной.

- Посмотрим , является ли величиной длина предметов.

-Как сравнить полоски по длине?

- Наложить друг на друга.

-Какая из них самая длинная? Как это доказать?

Потребность.

- Итак, мы убедились, что длины полосок можно сравнивать с помощью знаков

«больше», «меньше», «равно».

Математика 2класс.

Тема: «Площадь фигур»

Проблемная ситуация , возникающая с «затруднениями».

- Можно ли « на глаз» определить, что занимает больше места – поверхность доски или стол?

- Конечно, доски.

Неизвестное.

-Кто знает, как об этом говорят математики?

- У доски больше площадь .

Практическая работа.

- Возьмите круг и треугольник.

- Какая из фигур больше по площади ? Докажите.

- Площадь круга больше, так как треугольник полностью уложился в нем.

Противоречие.

- Сравните по площади прямоугольники А и В ( прямоугольники следует подобрать так, чтобы ни один из них не укладывался в другой).

Потребность.

- Невозможно выполнить задание известным способом - путем наложения, значит существует другая - новая мерка для измерения площади фигур.

Русский язык 4класс.

Тема: 3-е склонение имен существительных.

Ученикам выданы загадки со словами из словаря.

Корова, собака, заяц, медведь, лошадь, лисица.

-Какое задание можно выполнить с этими словами?

- Определить склонение.

Неизвестное.

- У имени существительного лошадь невозможно определить склонение, хоть оно и женского рода.

Противоречие.

- К 1-ому склонению относятся имена существительные женского рода, но слово лошадь не подходит, так как у него нулевое окончание.

Потребность.

- Значит, это имя существительное относится к 3-ему склонению.

- Вывод : к 3-ему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием, с мягким знаком на конце.

Таким образом , технология проблемного обучения обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством в обучении учащихся младших школьников.

 

Список литературы:

1. Лернер И.Я. Проблемное обучение М., Знание 1974

2. Махмутов М.И. «Теория проблемного обучения» М., Педагогика 1975

3.Мельникова Е.Л. «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС НОО» М., Баласс, 2011

4.Рубинштейн С.Л. «О мышлении и путях его исследования» М.. Издательство Академии наук 1958

5. Сыропятова Г.И. Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе. М., 2007

Опубликовано: 06.04.2020