Введение разделов звуковой культуры речи в содержании разных видов занятий

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Кривякова Инна Валерьевна

Организация: МБДОУ №12 «Красная шапочка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Бердск

Воспитание звуковой культуры речи в средней группе проводится с учетом тех навыков, которые были получены детьми в младших группах.

На пятом году жизни у большинства детей (при систематических и планомерных занятиях в предшествующих группах) завершается процесс овладения звуками родного языка.

На данном возрастном этапе детей учат:

  • правильно и четко произносить все звуки родного языка (уделяя особое внимание сложным звукам: свистящим, шипящим, звукам [л] и [р]);
  • отчетливо произносить слова и фразы;
  • пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности;
  • развивает фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
  • совершенствует работу артикуляционного и голосового аппаратов.

Таким образом, задачи воспитания звуковой культуры речи не ограничиваются формированием только правильного звукопроизношения, а охватывают все стороны звучащей речи.

Занятия по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе сложнее, чем в младшей. Кроме того, некоторые разделы звуковой культуры речи включаются в содержание многих или практически всех занятий, а так же используются при проведении физминуток.

В работе над формированием правильного звукопроизношения часто используются игры, игровые ситуации, так как они способствуют активизации речи детей. В качестве наглядного материала могут служить различные предметы, игрушки, картинки. Закрепление звуков во фразе, введение их в речь осуществляются при повторении чистоговорок, заучивании стихов, потешек, считалок, предлагаемых программой, в процессе описания игрушек, предметов, передачи содержания картин.

Например, при отработке звука [л] детям предлагают чистоговорку: «Мама Милу моет мылом». При этом воспитатель следит не только за тем, чтобы дети правильно произносили звук [л], но и за тем, чтобы они внятно выговаривали все слова, то есть работа по закреплению звуков обязательно сочетается с выработкой четкой дикции.

Для развития голосового аппарата можно предложить детям повторить чистоговорки, изменяя громкость голоса, скорость их произнесения (На любое занятие может прийти ежик).

Чистоговорка:

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,

Жу-жу-жу – молочка дадим ежу,

Жу-жу-жу – я с ужами не дружу,

Жи-жи-жи – в лесу живут ежи,

Жи-жи-жи – мне ежаток покажи.

 

Пальчиковая гимнастика

Повстречал ежонка ёж.
Здравствуй, ёжик!
Как живёшь!

По очереди соединяют пальчики двух рук
Сжимают ладошки вместе
Слева направо

Справа налево

 

Работа над дикцией должна обязательно включаться в содержание речевых занятий: при пересказах художественных произведений, составлении рассказов по картине. При этом воспитателю необходимо постоянно следить за тем, чтобы дети не только точно и связно излагали текст произведения или описывали картину, но и четко и ясно произносили слова и фразы.

Так, при чтении художественной литературы, можно использовать игру «Будь внимательным»

Воспитатель спрашивает у детей, можно ли ездить на машине, затем он просит их перечислить, на чем еще можно ездить. Дети перечисляют: "На автобусе, троллейбусе, трамвае" и т. д.

После этого воспитатель читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения:

"В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Они сели в троллейбус и поехали на вокзал. Света и Костя устроились около окна и с интересом смотрели, что делается вокруг. Вот мимо них проехала машина. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на велосипедах. На вокзале мама купила билеты. Вскоре подошел электропоезд, и они сели в вагон. На даче их встретила бабушка".

Воспитатель читает медленно, выделяя голосом нужные слова.

Работая над развитием фонематического восприятия, воспитатель включает в занятие специальные игры и упражнения на узнавание звука в слове, на выделение из группы слов тех, которые имеют заданный звук, на подбор игрушек и предметов, в названии которых есть отрабатываемые звуки. Предлагая задания, в которых дети должны определить на слух наличие того или иного звука в слове.

Например, можно предложить детям посадить в машину или автобус только тех животных, в названии которых есть звук [с]. «С-с-слон. В этом слове есть звук [с]?»— спрашивает воспитатель. Если дети говорят, что в этом слове есть звук [с], игрушка усаживается в машину. Потом задание усложняется. Воспитатель предлагает определить наличие звука в слове, не прибегая к выделению его голосом. Так, педагог просит среди двух разных предметов найти лишь тот, в названии которого есть заданный звук: например, показать картинки с изображением козы и коровы, назвать этих животных, а потом сказать, в названии какого животного есть звук [з].

Интересным заданием для детей данного возраста является отгадывание хорошо знакомых загадок и нахождение в слове-отгадке заданного звука. Например, на занятии по ФЭМП дети отгадывают, кто пришел в гости. (У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? В слове лиса есть звук [с]?).

Для развития слухового внимания, речевого слуха дошкольники выполняют задания на договаривание слогов, слов, произнесение слов и фраз с заданной громкостью или скоростью.

Д/и «Доскажи словечко»

Лежебока рыжий кот И бежит Айболит к бегемотикам,
Отлежал себе… (живот) И хлопает их по … (животикам)

Вяжет мама длинный шарф, А рядом бегемотики
Потому что сын… (жираф) Схватились за … (животики)

Для развития речевого дыхания проводятся игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, — детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг. Эти задания, выполненные в игровой форме, помогут укреплению речевого выдоха. (На любом занятии)

На занятиях по изодеятельности и лепке можно использовать различные игры на звукоподражание: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша —шо — шу, ра — ро —ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз», квакать, «как лягушка».

Угадай, чей голос

Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: "Кто это?" Дети: "Лягушка". Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. "А это кто ж?" - спрашивает он. Дети: "Это лягушонок". - "Как вы узнали, что это лягушонок?" Дети: "Лягушонок квакает тихо, а лягушка - громко".

Педагог на занятиях (кроме того, что объясняет, последовательно разъясняет характер упражнений) кратко, образно, конкретно обобщает ответы, результаты практических действий, подводит итог. Его речь всегда должна служить образцом для подражания. Ориентация на образец – один из основных путей развития речи дошкольников на разных видах занятий.

Опубликовано: 16.12.2019