Методические рекомендации к самообобщению опыта работы педагога
Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду
Автор: Рудакова Татьяна Юрьевна
Организация: МАДОУ Детский сад №10
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий
Автор: Рубцова Ольга Викторовна
Организация: МАДОУ Детский сад №10
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий
Автор: Качканова Юлия Александровна
Организация: МАДОУ Детский сад №10
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий
1. Теоретические основы обобщения педагогического опыта.
Знание теоретических основ обобщения педагогического опыта обеспечивает повышение педагогической культуры.
Самообобщение педагогического опыта – вид методической деятельности, предполагающий:
- осмысление, анализ и обоснование эффективного опыта работы,
- обобщенное и систематизированное его описание.
Самообобщение эффективного педагогического опыта - это результат педагогической и методической деятельности, их продукт.
Эффективный педагогический опыт – это отвечающий современным запросам и открытый для развития оригинальный по содержанию, методам, формам, средствам, приемам (или одной из категорий) образец педагогической деятельности, приносящий по сравнению с массовой практикой более высокие результаты.
- Эффективный педагогический опыт должен содержать продуктивную идею или оригинальность в реализации образовательного процесса. Например: развитие одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования детей средствами вокального искусства, реабилитация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования детей средствами педагогики творчества и т.д.
Критериями (критерий – мерило оценки) эффективного (передового) педагогического опыта являются:
- Оригинальность, новизна, продуктивность, эффективность опыта (может быть один показатель или совокупность нескольких),
- актуальность и перспективность опыта,
- высокая результативность опыта,
- соответствие достижениям современной педагогической науки,
- оптимальность опыта,
- возможность его применения другими педагогами.
2. Технология описания педагогического опыта.
Методика самообобщения передового педагогического опыта включает:
- выбор темы,
- выявление объектов описания опыта в их системном взаимодействии,
- описание системы работы
В основу описания опыта работы могут быть положены следующие документы:
- Описание опыта самим педагогом.
- Теоретические материалы по обобщаемому опыту.
- Данные наблюдений, диагностические данные.
- Материалы опросов и бесед и т.д.
Модель опыта.
Оформление педагогического опыта следует начинать с титульного листа и с определения разделов, по которым представляемый опыт будет выглядеть более полным.
В верхней части титульного листа пишется «Название учреждения», в котором создавались материалы по обобщаемому опыту, затем «Наименование опыта», затем Ф.И.О. и должность автора опыта, внизу титульного листа ставится дата обобщения данного опыта.
Собственно модель опыта может состоять из следующих разделов:
Наименование опыта.
В наименовании опыта должны быть зафиксированы цель и средства. Например: «Патриотическое воспитание школьников через…», «Оздоровительная деятельность в образовательном процессе детского объединения «…..» как фактор успешной социализации личности», «Организация работы детского объединения «….» на основе модели личностного подхода к обучающимся». Наименование «Содержание и организация работы вокальной студии «Маленькая страна» не включает проблему, актуальность, цель, и поэтому оно не подходит в качестве наименования опыта.
Наименование опыта указывается на титульном листе и по мере необходимости – в самом опыте.
Условия возникновения опыта.
1. Указываются данные о себе (стаж, должность, направление деятельности, звания, награды и другие достижения, условия работы, в том числе материальные и социальные условия, направление деятельности, основная категория детей, с которой работает педагог.
2. Актуальность опыта: обоснование причин, противоречий, проблем, свидетельствующих об актуальности этого опыта.
Теоретическое обоснование опыта.
В этот раздел возможно включение ведущих педагогических принципов, идей и теорий, отражающих как приоритетные функции общего и дополнительного образования, так и собственные позиции педагога, его представления о целях и результатах деятельности.
- прохождения обучающимся всех этапов с учетом ориентировочных основ деятельности. Ключевой психологический элемент – поэтапное формирование умственных действий. Авторы – Гальперин, Талызина.
Новизна опыта.
Этот фактор предполагает:
- открытие,
- изобретательство,
- усовершенствование старых, традиционных идей и истин.
Инновации предполагают наличие специального мастерства педагога, то есть той «изюминки», которая придает необычность данному педагогическому опыту.
Новизна может быть в педагогической концепции автора опыта, содержании и организации учебно-воспитательного процесса, обеспечении педагогической деятельности и т.д.. Необходимо в опыте указать, где оригинальность, новизна, в чем проявляется продуктивность, эффективность опыта.
Если, например, новизна, оригинальность проявляются в СОДЕРЖАНИИ, то необходимо описать, почему оно изменено, почему включены в содержание те или иные технологии, т.е. попытаться вычленить то, что новое, интересное, оригинальное и что социально востребовано.
Новизна может достигаться и в том, что:
- педагог умеет найти и сформулировать проблему в типичной, привычной ситуации,
- педагог видит новые функции известных ранее педагогических средств (например, для детей с задержкой психического развития - развивающие методики, методики на основе проблемного обучения),
- педагог комбинирует ранее известные способы педагогической деятельности в новый совокупный способ и т.д.
Результативность.
Этот раздел включает образовательные, воспитательные и социальные результаты взаимодействия с детьми. В результаты можно записать:
- динамику изменений ребенка: показатели мыслительной деятельности, волевого, эмоционального и личностного развития: отношение к окружающему миру и себе, уровень развития коммуникативных навыков, уровень владения рефлексивными навыками деятельности (выделение, оценка и дальнейшее планирование своей деятельности), уровень развития навыков самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности, приобретение практических навыков, успехи в общеобразовательной школе и т.д.
- характеристику степени удовлетворенности детей, родителей, педагогов образовательным процессом,
- динамику творческого роста детского объединения, его престиж, социальную успешность, достижения детей (участие в соревнованиях, конкурсах, выставках, смотрах, фестивалях),
- личностный и творческий рост педагога (педагогов).
- другое – по собственному выбору.
Если в опыте автора есть затраты материальные, трудовые, временные, то можно внести пункт «Трудозатраты».
Описанный опыт работы должен обладать высокой информативностью (в небольшом объеме материала – веские аргументы, большая информация), популярностью изложения. Педагогический язык должен быть понятным для педагога любого направления деятельности.
3. Распространение и внедрение эффективного (передового) педагогического опыта. Приоритетные формы распространения методических материалов из опыта работы педагогов:
- Банк данных передового педагогического опыта.
- Педагогические советы.
- Методсоветы.
- Творческие мастерские.
- Научно-практические конференции.
- Выставки (тематические, персональные, итоговые).
- Газетные публикации.
- Интернет.
Виды методической продукции:
- информационные: аннотация, бюллетень, газета, выставка, реферат, статья;
- организационные: программа, методическая разработка, памятка, инструкция, методические рекомендации;
- прикладные: сценарий, картотека, каталог, плакат, график, методическое пособие, методический сборник