Развитие познавательного интереса к урокам русского языка. Роль занимательности в процессе обучения

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Богданова Нина Иннокентьевна

Организация: МБОУ СОШ №1

Населенный пункт: Республика Коми, г. Микунь

Обучение как социальное явление уходит корнями в далёкое прошлое. За это время непрерывно совершенствовались как формы организации урока, так и методы обучения. Важно, что все изменения , новшества всегда были направлены на совершенствование главного- совместной, целеустремлённой деятельности учащихся по приобретению знаний , умений , навыков, осуществляемой под руководством учителя.

Одним из важных структурных элементов обучения является мотивация учения ( создание таких условий , при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных влечений ученика). Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес.

Первичной формой познавательного интереса является любопытство, затем появляются любознательность и увлечённость предметом. Элементы занимательности вызывают богатое своими последствиями чувство удивления от новизны , необычности, странности, противоречивости прежних представлений . Они помогают сформировать познавательный интерес, который может стать трамплином к углублённой познавательной деятельности, опорой эмоциональной памяти, своеобразной разрядкой напряжённости на уроке , средством переключения эмоций, внимания. мыслей.

Важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение , чтобы он заранее планировал , где, как , зачем целесообразно привлечь средства занимательности для достижения конкретных целей на уроке.

Всякое познание начинается с удивления, которое помогает пробудиться интересу к предмету изучения.

При знакомстве с диалогом в 5 классе мы обращаем внимание на то, что реплики говорящего сопровождаются глаголом «сказал» или синонимами к

нему. Предлагаю желающим понаблюдать за употреблением синонимов в тех книгах, которые они сейчас читают. Мои ученики находили по 20-30 синонимов, а одна девочка нашла 81 глагол говорения: сказал, спросил, поинтересовался, проговорил, ответил,…, застрекотал, гаркнул, зашипел, просюсюкал и т.д. Такая работа помогает учащимся впоследствии при чтении определять авторскую позицию .

Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что овладеть языком- значит действительно повысить культуру речи . понять тайну языка. В тех случаях, когда материал в какой-то мере знаком ученикам, его необходимо дополнить такими сведениями, о которых ребята и не подозревали. Например. При изучении рода имён существительных можно рассказать пятиклассникам о том, что не во всех языках существительные имеют три рода. Есть языки, в которых только два рода, есть языки, в которых существительные вообще не распределяются по родам. В настоящее время непонятно, почему одно слово мужского рода, другое- женского или среднего. В древние времена категория рода была объяснима. Предлагаю ученикам» перевернуть» какое-либо существительное. Например , лампа-

Получаем не существующее в русском языке слово «апмал». Предлагаю определить его род. Дети считают, что оно мужского рода. Почему? В современном русском языке род существительных чаще всего определяется по его окончанию. Все существительные на твёрдый согласный мужского рода.

Сделать урок более интересным помогает игра. В дидактической игре органически соединяются мышление, речь, воображение , повышается концентрация внимания. Каждый участник игры старается выполнить задание как можно лучше. При изучении темы «Лексика» можно использовать множество игр.

«Переводчик». Кто быстрее заменит все слова в предложении ( роме служебных) синонимами? Например, Доктор прописал пациенту инъекции.

«Следствие ведут знатоки». Ребятам предлагается узнать , о какой профессии идёт речь, и доказать справедливость своей точки зрения. Игра удачно вписывается в урок при изучении темы «Профессиональные слова».

Например, « Он показал мне свои акварели и натюрморты. Это был яркий, пёстрый ковёр красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

«Соколиный глаз». Кто найдёт в тексте больше устаревших слов.

« Аукцион». Так же, как при проведении настоящего аукциона побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Например, синонимы к слову «горячий»( чай).

«Перевёртыши». Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении : железный гвоздь- железное здоровье.

«Эрудит» . Угадай слово по его лексическому значению. Например, «красная строка, отступ в начале строки»- абзац.

« Корректор» . Найди ошибку в выборе слова. Например, В центре города построен памятник герой.

« Шеренга». Расставь синонимы в порядке возрастания признака.

Есть игры , которые интересны и полезны для детей не только 5-6 классов, но и более взрослых

« Мнемоника». Всякий раз, когда работа с очередной темой требует механического запоминания чего-либо( исключений, списка слов, сложных терминов), объявляется конкурс на лучший мнемонический приём , позволяющий запомнить то, что необходимо. Это могут быть стихи рисунки, афоризмы ассоциации- всё , что угодно. Предложенные варианты обсуждаются, оцениваются.

Е-А / И-А

« Антидиктант». Можно разделиться на несколько команд. Необходимо написать текст, который диктует ведущий, сделав в нём все возможные орфографические ошибки. Обычно дети думают , что это легко , им нужно напомнить разницу между ошибкой и опиской: в случае описки будет искажено прочтение текста.: дорозка ( дорожка) , при орфографической ошибке прочтение слова не изменяется Цель: развитие орфографической зоркости.Например, для антидиктанта можно использовать стихотворение Агнии Барто :

Я люблю сваю лашатку.

Пречишу ей шорздку глатка,…

« Слоговые цепочки». Играющие делятся на небольшие команды. Количество команд любое. За отведённое время 9 примерно 5 мин.) каждая команда должна построить как можно более длинную слоговую цепочку.

Правила построения цепочки: Берётся любой исходный слог. К нему нужно присоединить ещё один исходный слог так, чтобы получилось слово: му-ка-ша-тёр-ка-ра-порт-рет-ро-ман…

«Пропорции». Ведущий предлагает решить пропорцию : добро/зло=свет/?

( ответ : тьма) Суть задания в следующем: необходимо определить смысловые отношения между членами пропорции и найти недостающие. Пропорции могут быть построены на самых разных соотношениях. Пример

Грамматической пропорции :делать/сделать= говорить/? (ответ: сказать).

Своеобразная разновидность игр- творческие игровые задания, предлагающие сочинить связный и желательно остроумный текст. Соблюдая разнообразные сложные условия.

Все любят игру, когда из букв одного слова необходимо составить как можно больше существительных в именительном падеже единственного числа. Например, слово ГАСТРОНОМ :гном, астроном, нора… Задание можно усложнить : на основе получившихся слов составить словосочетания, а затем предложения . Возможно, у кого-то может получиться и текст.

« Снежный ком» . Играть могут дети любого возраста. Класс можно разделить на группы. Игра идёт по кругу.

Первый играющий произносит нераспространённое предложение. Например, « Мальчик идёт» Каждый следующий участник должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив всё предложение целиком:

Мальчик идёт в кино.; Мальчик быстро идёт в кино… Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот , кто останется последним.

« Рассказ на одну букву». Необходимо придумать связные рассказы, в которых все слова, в том числе и служебные, начинаются на одну букву

Время ограничивается. Победители-авторы самых длинных и связных рассказов.

Например. Письмо поутру принёс почтальон. Папино письмо!..

«Рассказ по алфавиту» Задача играющих - сочинить связный текст, в котором каждое следующее слово в том числе и служебное, начиналось бы со следующей буквы алфавита.

Например. Аист был великолепным гармонистом…

« Сериал». Эта игра для ребят среднего и старшего возраста. Играть можно в течение всего учебного года. Ведущий объявляет условия игры6» Мы с вами начинаем создавать сериал. С сегодняшнего дня каждый понедельник я буду давать одному из вас эту тетрадь . За неделю тот, кто получит тетрадь, должен написать свою серию так , чтобы продолжить и развить сюжет сериала. Вас в классе двадцать три человека , значит, наш сериал будет состоять из двадцати двух серий. На каждом авторе лежит большая ответственность, ведь под его сюжет будут подстраиваться последующие серии. Все остальные могут помогать автору очередной серии советами, идеями, но решать, что именно появиться в тетради , будет только он. Каждый понедельник мы будем начинать с чтения очередной серии.После этого тетрадь передаётся следующему автору. К концу учебного года , я надеюсь, у нас появится интересное произведение. Кто хочет начать?

Лев Николаевич Толстой когда-то сказал, что у художника, писателя должна быть «энергия заблуждения» то есть безграничная вера в окончательный результат начатого дела, без этой веры нет смысла начинать.

Это потом, когда создашь произведение, появится недовольство. А сперва…

Вот и я пишу эти строки и заряжаюсь энергией заблуждения: мол, научу я школьников языку, полюбят его и будут почитать как часть культуры, будут стесняться своей неграмотности.

Пусть это – моя «энергия заблуждения», но яищу и ищу новые подходы, формы, средства, чтобы сделать реальными мои мечты: хочу , чтобы русский язык стал для моих учеников другом на всю жизнь.

Ради этого я отдаю им свой труд.

Литература:

1. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск, 1981.

2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л., « Просвещение»,1990.

3. Петрановская Л. Игры на урока русского языка. М.,МИРОС,2000.

Опубликовано: 17.07.2015