Адаптация детей через художественное слово (потешка)

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Дивак Татьяна Викторовна

Организация: МБДОУ №57 «Дюймовочка»

Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, г. Сургут

Цель:

Развивать гуманные чувства, формировать этические представления, навыки культурного поведения, социально общественные качества с использованием народного фольклора, (потешка)

Задачи:

1.Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

2.Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

Ребенок пришел в детский сад, но вот вопрос, как он воспринимает то, что мама, которая раньше постоянна была рядом будет появляться только вечером, а вместо ее целый день придется с чужой тетей и еще десятком, таких, же ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание, поэтому ребенку очень трудно адаптироваться к новому витку своей жизни.

Процесс становления человека сложен, многогранен, ребенку нужна помощь взрослого и поэтому задача педагога ,владеть методикой обеспечивающей ребенку процесс социализации, вхождение его в мир себе подобных - мир людей.

Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги как, Н.Д.Ватутина, Н.Ф.Виноградова, Т.А.Куликова, М.Л.Печора, Р.Ф.Тонкова- Ямпольская.Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Адаптация - это приобщение организма к новой обстановке, а для ребенка детского сада, несомненно, является новым, еще не известным пространством, с новым окружением и с новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций характера, которые зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в учреждении, то есть каждый ребенок привыкает по- своему.

Проработав, на группе не один год адаптационного периода и имея, педагогический опыт я пришла к выводу, что художественное слово (потешка)- важнейшее средство воспитания маленького ребенка.

Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей. Происходит знакомство с окружающим миром. Роль потешек трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова, ритм, музыкальность,- он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается.

В потешках ребенок находит свое сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Малыш заупрямился и не хочет умываться- взрослый показал не хитрую игру с водой:

« Водичка, водичка

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

Внося в бытовой момент эмоционально - игровые действия , певуче¬ласково, взрослый изменяет отношения ребенка к той или иной процедуре. Не все дети охотно ложатся спать, не которые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме, такое поведение не редко, в детском саду, дети, которые не хотели спать, я укладываю, приговаривала потешку:

« Баю-бай, усни, Катюшка,

Моя зайка - веселушка,

Глазки зайка закрывай,

Баю-баю-баю-бай.»

Также в моей работе потешки помогают во время кормления, чтобы вызвать желание есть:

«Сорока-ворона кашу варила И Настеньку мою угостила.

Кушай, Настенька, кашку сладеньку.

Вырастешь большой,

Человечек мой родной!»

Одевание - сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот для того , чтобы дети быстрее освоили навыки, необходимые для одевания, приговариваю:

« Это с левой ножки,

Это с правой ножки.

Если дождичек пойдет Наденем калошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Вот как хорошо!»

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, дети, играя. Легко запомнили их, и вводят в свою речь. Качая куклу, Настя повторяла:

«Баю- баюшки- баю...»

А во время кормления кукол Ксюша и Алина приговаривали:

«Умница, Катенька, ешь кашку сладенькую»

При использовании потешек я добивалась позитивного контакта с детьми, прививала им навыки, связанные с разными режимными моментами, организуя игровую деятельность.

Чтобы избежать стрессовой ситуации необходимо грамотно подойти к адаптации детей. Задача не только воспитателей, но и родителей. Мы объединили свои усилия, обеспечивая малышу эмоциональный комфорт.

Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка согласование взаимодействия на него дома и в детском саду. Для решения этой задачи самым гениальным является народное искусство, то есть то, что замечено народом, что народом сохранено фольклор (потешка).

Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах жизни ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать потешка очень выручает , она помогает малышу настройся на нужный лад и сделать в игровой форме, что необходимо.

Но родитель приходит в детский сад, ждущий от педагога грамотной подсказки и совета. В своей педагогической деятельности я использую такие формы общения с родителями, которые предусматривают диалогическое общение, практические мероприятия: родительское собрание «Давайте познакомимся!», консультация «Кризис трёх лет», памятка «Безопасность вашего ребенка».

Так родителям очень нравится прорабатывать ситуации, например: поднять ребенку настроение утром потешкой:

« Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела».

Не хочет малыш умываться выручит такая потешка:

«Кран,

Откройся!

Нос,

Умойся!

Мойтесь

Сразу,

Оба

Глаза!

Мойтесь,

Уши,

Мойся,

Шейка!

Шейка, мойся Хорошенько!

Мойся,

Мойся,

Обливайся!

Г рязь,

Смывайся!

Г рязь,

Смывайся!!!

Потешка может одобрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации:

«А не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать- Куплю худой лапоть!»

Потешка учит не только ребенка, но и родителя. Предлагаю родителям картотеку, которая дает обратную связь — потешки детства.

В разных ситуациях один и тот же малыш в период адаптации может повести себя по-разному. Бывает, спокойный, общительный в группе, начинает плакать в музыкальном зале, проситься домой, нелегко привыкая к новым требованиям другого специалиста.

Поэтому свою педагогическую деятельность я строю таким образом, чтобы на момент той или иной ситуации моим коллегам приходит на помощь потешка. На физкультуре педагог делает гимнастику с малышами, приговаривая потешки:

«Малыши-крепыши

Вышли на площадку,

Малыши-крепыши Делают зарядку!

Раз-два,

Три - четыре.

Руки выше!

Ноги шире!

На музыке поют, танцуют, играют:

«А-та-та, а-та-та,

Вышла кошка за кота,

Думала за барина А хвать за татарина .»

Ребенок будет всегда уверен, что ему всегда есть с кем поделиться бедой, и его всегда поймут, выслушают и помогут. Ласковые слова психолога потешками волшебно действуют на ребенка:

« Ах, кокля-мокля.

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать».

Со своими коллегами я провожу беседу о значимости фольклора, консультации, тематические игры, предлагаю свой наработанный материал для работы с детьми.

На выше изложенном свою творческую работу я не заканчиваю в перспективе, поиске новых форм для успешной адаптации детей, накоплении тематического материала.

Используемая литература:

1.Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М: Просвещение, 2005. - 176с. ил.

2.Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медецина 2007. - 304с.

3.Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС Д999.

4.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

5.Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.

6.Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.

7.Жадинец, М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание. - 1990. - №9. - с.56-58

8 .Ж-л N9 4. Ребенок в детском саду.-2001.

9.Задоя, Т.Г. Деятельность воспитателя в период адаптации малышей. - М.,1989. - с.42-45, с.70-76

10.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвещение,1985.-112 с.

11.Новикова, И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с.8-15

12.Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.

13.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. - 72с.

14 .Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 160с.

16.Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. - 382с.

17.Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.- М., 1992.

18.Тонкова-Ямпольская Р.В. "Основы медицинских знаний"- М.: Просвещение, 1986. - 320с. ил.5

19.Соловьева, Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание. -1993. - N98. - с.21-26

Опубликовано: 06.07.2015