Взаимодействие с агрессивными детьми
Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду
Автор: Куприенко Надежда Александровна
Организация: МДОУ Детский сад «Родничок»
Населенный пункт: ЯНАО, г. Надым
Цель: Знакомство родителей со стратегиями преодоления проявления агрессивного поведения у детей.
Задачи:
- знакомство участников тренинговой группы;
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
- обучение эффективным способам преодоления агрессивного поведения у детей.
Ход тренинга
1 ЧАСТЬ
Здравствуйте. Я рада вас приветствовать на нашем мини-тренинге, который называется «Родительство с удовольствием».
Приветствие. Игра «Делай, как я»
Ведущий: «Давайте начнем наш тренинг со знакомства и приветствия. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, чтобы все сидящие в круге смогли повторить ваши действия. Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной… Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня» и т.д.
2 ЧАСТЬ
Мини-лекция «Что такое агрессивность»
Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее
Ведущий: «Давайте начнем наш тренинг со знакомства и приветствия. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, чтобы все сидящие в круге смогли повторить ваши действия. Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной… Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня» и т.д.
2 ЧАСТЬ
Мини-лекция «Что такое агрессивность»
Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д).
Существует 5 видов агрессии:
1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо)
2. Раздражение (вспыльчивость, грубость)
3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.)
4. Направленная агрессия (сплетни, злобные шутки)
5. Ненаправленная агрессия (крики в толпе, топание и т.д.)
Сейчас мы с вами проиграем несколько упражнений способствующих разрядке гнева, снятие негативных настроений, агрессии которые вы можете применять дома со своими детьми.
Игра «Обзывалки»
Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева, в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты — морковка!»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты — моя радость!..»
Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
(Вопрос к родителям: Эта игра, способствует решению поведенческих проблем ребенка?)
Обсуждение: В ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению не только поведенческих проблем ребенка, но и может быть использована на занятиях по классификации.
Эта игра будет полезна не только агрессивным, но и обидчивым детям.
Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения педагога, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
Упражнение «Тух-тиби-дух»
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?
Получалось эти слова говорить сердито?
Хотелось ещё злиться?
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
Упражнение «Ласковый мелок»
Цель: Развитие навыков общения, снятие агрессивности.
Проведение: Участники делятся на пары. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.
Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?
Упражнение «Австралийский дождь»
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Участники в кругу.
А знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер (трем ладони);
Начинает капать дождь (щелкаем пальцами);
Дождь усиливается (хлопки ладонями);
Начинается настоящий ливень (хлопки по коленям);
А вот и град –настоящая буря (топаем ногами);
Ну что это буря стихает? (хлопки по коленям);
Дождь утихает (хлопки ладонями);
Редкие капли падают на землю (щелкаем пальцами);
Тихий шелест ветра (трем ладони);
Выглянуло солнце! (руки вверх)
Скажите, легко ли вам было выполнять это упражнение? Не запутывались ли в ходе выполнения заданий?
3 ЧАСТЬ
«Рефлексия»
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
- Какие конкретные приемы вы будете использовать?
- Какое у вас сейчас настроение?
Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!
Литература:
Лютова Е.К. , Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007.
Интернет ресурсы
http://www.psyoffice.ru
http://www.trepsy.net