Устное народное творчество как средство развития речи дошкольников

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Верещагина Оксана Викторовна

Организация: МБДОУ №58

Населенный пункт: Мурманская область, г. Апатиты

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является его общение со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Среди многих важных задач воспитания и обучения дошкольников в детском саду обучение родному языку, развитие речи и речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

  • Воспитание звуковой культуры речи.

  • Обогащения, закрепления и активизации словаря.

  • Совершенствования грамматической правильности речи.

  • Воспитание интереса к художественному слову.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

На мой взгляд, в настоящее время актуальна проблема отбора книг для детского чтения, одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения.

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, который привлекает ребёнка, останавливает его внимание своей красотой, необычностью. Это побуждает малыша к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становится его достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму.

Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. Охватить всё это богатство сразу невозможно. Я остановлюсь немного подробнее на устном народном творчестве.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и заканчивая сказками, пословицами. Они дают детям уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка “Водичка, водичка…”), трудолюбия, доброты (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”), дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи (“Репка”, “Лиса и заяц”, “Кот, петух и лиса”). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки.

Я считаю, что фольклор формирует у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Остановлюсь немного подробнее на тех произведениях устного народного творчества, которые я использую в своей работе.

Считалки. Малый жанр детского фольклора. Кто не помнит считалок своего детства: “Заяц белый, куда бегал?”, “Эники, беники, ели вареники…” – и т. п. Сама возможность играть словами привлекательна для детей. Это жанр, в котором они наиболее активны как творцы: нередко привносят в готовые считалки новые элементы. Главным организующим началом считалок выступает ритмика. Считалка отражает психологические особенности возраста.

Скороговорки. Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Они всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов. Это жанр незаменим как средство развития артикуляции.

Вбили кол в частокол,

Подприколошматили.

Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Всё это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат развитию речи, сообразительности, вниманию. Благодаря стихотворной форме высокого эстетического уровня они легко запоминаются детьми. Дети моей группы очень любят пропевать, например, такие слова:

Плакса, вакса, гуталин,

Проглотил горелый блин.

Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Наш детский сад работает по программе приобщения к русской народной культуре. Такие песни широко используются при подготовке к обычным занятиям и при подготовке к таким мероприятиям, которые мы относим к православному календарю, например, праздник Масленица.

Былины. Это героический эпос народа. Включение былин в детские книги затрудняется тем, что без разъяснения событий и лексики не вполне понятны детям. Поэтому для работы с малышами лучше использовать литературные пересказы этих произведений, например, Н. П. Карнауховой (сборник “Русские богатыри. Былины”).

Сказки – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка даёт богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение – эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. Сказка имеет собственный язык – лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создаётся особый мир, в котором всё представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго – герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа. Полутонов нет – есть глубокие, яркие цвета. Они влекут к себе ребёнка, как всё красочное, лишённое однообразия и бытовой серости.

“Я не знаю, во что мне играть”. – жалуются дети. Детское воображение и фантазия постоянно нуждаются в пище. И её щедро питают книги. Только для этого с детьми надо играть.

Я думаю, что в наше время значение игр по книгам стало больше, потому что дети, растущие на телепередачах и компьютерах читают нетерпеливо, поверхностно, а игры по книгам останавливают их внимание на тексте, побуждая запоминать его и воспроизводить в своём воображении, наслаждаясь художественным словом.

Игры по книгам трудно переоценить: это и творческое повторение прочитанного, и тренировка памяти, и развитие воображения, и прекрасная школа родной речи.

Игры по книге бывают четырёх видов:

  1. Поэтические игры;

  2. Игры – спектакли;

  3. Ролевые игры;

  4. Литературные игры.

Поэтические игры – это игры со звуками и словами. В поэзии для маленьких есть песенки и стихи со звукоподражанием и игрою ритмом и рифмой:

Дон! Дон! Дон!

Загорелся кошкин дом!

(“Кошкин дом”, русская народная песенка)

Эти короткие звонкие слова придуманы для детского уха и детской гортани.

Детский юмор – это перевёртыши и небывальщины.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из – под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало,

А мужик овёс,

Лошадь села в сани,

А мужик повёз.

Дети в моей группе, сейчас это дети среднего дошкольного возраста, с удовольствием слушают такие произведения. Они доставляют им много радости. Заряда хорошего настроения хватает надолго.

Игры – спектакли – это драматизация, предполагающая дословное воспроизведение текста произведения: чтение по лицам, разыгрывание отдельных сценок, пьес с игрушками, детьми.

Мини – спектакли – первые забавы грудного ребёнка (“Ладушки”, “Гуленьки”, “Сорока – белобока”). Такие игры начинает и ведёт взрослый, а малыш вторит, выражая свои чувства голосом, мимикой, всем телом. Если слышит “ладушки”, хлопает в ладоши. Так было и в моей группе.

До трёх лет дети играют в сказки “Репка”, “Колобок”, “Теремок”. Сначала опять играла я, а малыши смотрели и слушали, а потом играли они сами: вот как тянули репку… При этом они старались произносить слова и фразы.

Лет с четырёх – пяти, когда ребёнок овладевает активной речью, его побуждают передавать текст произведения. Для этого я практикую чтение по ролям. Так в сказке “Кот и петух” роли читаем попеременно: сначала ребёнок - за Котика, а я – за Лису и Петушка, а потом наоборот.

Разыгрывая сказку, учу детей выразительно читать вставные песенки, воспроизводить льстивую интонацию Лисы:” Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслена головушка”. Совсем по – другому кричит петух: “Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик - братик, выручи меня!”

Ролевые игры – это главные игры дошкольников, потому что с трёх до семи лет их основной деятельностью становится ролевая игра, с помощью которой они познают жизнь.

Помочь ребёнку войти в роль – значит помочь взойти на новую ступень развития, т. е. начать думать, чувствовать, действовать, как требует роль мамы в игре “дочки – матери” или роль героев сказок. Игра тем содержательнее, чем больше у ребёнка знаний и представлений. Вот тут роль книги незаменима.

Когда мы играем в такие игры, то дети, входя в роль, играют азартно, самозабвенно и своим “понарошку” могут выразить всё. Недаром великий Станиславский советовал актёрам играть, как дети.

В играх детей младшего возраста большую роль играют стихи и песни, потому что воодушевляют, сообщая поэтическое настроение.

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька, опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Также в своей работе с дошкольниками я использую и литературные игры – викторины, загадки.

Разгадывать загадки и литературные викторины нашим детям интересно с папой и мамой, но особенно интересно, если участвуют дети группы: радостно блеснуть им своими знаниями, а если чего не знаешь – послушать, что говорят другие. Дети проявляют большую активность, поэтому лучше давать высказываться всем и неоднократно. Вот некоторые варианты викторин:

  • “Если можешь, продолжай”.

Читаю начало, например, сказки, предлагаю детям продолжить. Постепенно усложняю задание: Из какой это сказки? Кто нарисовал картинки?

  • “Из каких они книжек?”

Узнай героя и скажи, откуда он? Например, эта девочка попала в дом к медведю. Хитростью заставила его вернуть её домой к бабушке и дедушке.

Своё выступление я хочу закончить словами К. Д. Ушинского, который подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его “в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа”. Я считаю, что произведения фольклора своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, в частности, развития речи наших детей.

 

Опубликовано: 29.01.2016