Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ через клубное сообщество «Мир дошкольного детства»

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Гордеева Галина Михайловна, Романюк Галина Ивановна, Шульц Светлана Ивановна

Организация: МДОУ «Детский сад «Родничок»

Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, г. Надым

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. А что же такое «патриотизм»? Обратимся к Толковому словарю русского языка  С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой: «Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу»[1].

Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился. В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте педагоги и родители должны сформировать у детей чувство любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу), духовно-нравственные отношения, любовь к культурному наследию народа, любовь и уважение к национальным особенностям, национальную идентичность, толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Патриотическое чувство по природе своей многогранно, оно объединяет все стороны личности: моральную, трудовой, умственную, эстетическую, а также физическое развитие. Оно предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

Воспитание любви к Родине, к своей Отчизне - задача чрезвычайно сложная, особенно, когда речь идет о детях дошкольного возраста. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Патриотизма в нашей дошкольной образовательной организации рассматривается через понятие «отношение» и реализуется через несколько направлений:

1) отношение к природе родного края, родной страны;

2) отношение к людям, которые живут в родной стране;

3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;

4) отношение к государственному устройству.

Каждое из этих направлений стало содержанием образовательно-воспитательной деятельности с детьми, и каждое вносит свой ​​вклад в социализацию личности ребенка.

Визитной карточкой МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» является эмблема, на которой нарисован бьющий из-под земли родник с чистой голубой водой. Рядом с ним дети - воспитанники нашего ДОУ, которые прикасаются к роднику, чтобы впитать в себя все знания и жизненный опыт, который накопили предки: родители, бабушки и дедушки, прадеды. Начиная с дошкольного возраста, ребенок, как «губка», впитывает в себя огромный поток информации, источником которой служат семья, детский сад, школа, средства массовой информации, кино и телевидение, интернет.

К сожалению, в этом возрасте понять, является негативной или позитивной эта информация, какой след она оставляет в психике и как влияет на формирование социально-нравственных и духовных жизненных ценностей,  ребенок не может. Поэтому нашей основной задачей и задачей родителей, как первых педагогов, является привитие ребенку тех жизненных позиций и выбор того «нужного» потока информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе.

  Нравственно-патриотическое воспитание в нашем ДОУ является одним из приоритетных направлений. Целью привития ребенку основ нравственного поведения в первую очередь является стремление адаптировать детей к социуму, воспитать понимание основ правильного поведения, помочь наладить контакт со сверстниками.

А как воспитать патриотизм в 21 веке, через какие формы и методы работы привить ребенку любовь и уважение к его малой родине, к его семье? Этот вопрос стал перед сотрудниками детского сада с момента его открытия.

Для решения этого вопроса в учреждении был разработан проект «Музейно-педагогический комплекс «Содружество», предполагающий создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: развитие нравственно-патриотических качеств личности дошкольника через создание и использование многообразной деятельности мини-музеев в дошкольном учреждении. Основной задачей музейно-педагогического комплекса является формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма. На сегодняшний день в ДОУ созданы и работают 4 мини – музея:

  • народно-прикладного искусства «Радуга творчества»;

  • краеведения «Надым – любимый город»;

  • естественно - научных представлений «Природа»;

  • нравственного воспитания «Лучший друг».

Благодаря организации воспитательного процесса через мини-музеи «у воспитанников повысилось качество усвоения новых знаний; появился интерес к музейной культуре; происходит развитие гражданственности, патриотизма и личностных качеств дошкольников»[4];

Мы не остановились на этом, нам хотелось использовать такие формы работы, которые могли бы отличать нас от других детских садов города и района. Перепробовав различные варианты, мы создали в ДОУ клубное сообщество «Мир дошкольного детства – условие развития единого образовательного пространства» в пространстве родитель - ребёнок - детский сад - социальные партнёры.

На сегодняшний день МДОУ располагает педагогическими, методическими и материальными возможностями для развития трёх клубов, в рамках клубного сообщества «Мир дошкольного детства» - условие развития единого образовательного пространства»:

  • детско-родительский клуб « Гармония»;

  • клуб семейного общения для старшего поколения «Сударыня-барыня»;

  • детский клуб «Волшебный фонарик».

Одной из задач, которые решает клубное сообщество в пространстве родитель – ребёнок - детский сад - социальные партнёры, является обогащение опыта семейного воспитания на основе возрождения народных традиций. 

Клубное сообщество «Мир дошкольного детства» - условие развития единого образовательного пространства» является составной частью институционального проекта работы с родительской общественностью, социальными партнёрами в рамках образовательной организации МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» и группы организаций социальных партнёров: МБУК «Надымская районная клубная система», МОУ ДОД «Детская школа искусств №1 г. Надыма», Филиал МБУК «Надымская районная клубная система» - Центр национальных культур и др.

Детский клуб «Волшебный фонарик» объединил детей старшего дошкольного возраста. Основными принципами работы клуба являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, математикой, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Детский клуб воспитывает у детей: устойчивое внимание, наблюдательность, любознательность, гуманные чувства к окружающему их миру, взаимоотношения сотрудничества при решении задач.

Юными журналистами выполнен ряд оригинальных проектов, изготовлены эксклюзивные поздравительные открытки, плакаты, информационные и познавательные газеты, в том числе и собственной детской газеты МДОУ “Волшебный фонарик”.

Благодаря занятиям в детском клубе «Волшебный фонарик» продукты творческой деятельности воспитанников представлены на конкурсных мероприятиях различного уровня. Результативность участия составила 87%. Опыт работы и методические идеи по организации работы с дошкольниками по теме «Юные журналисты» были представлены на обсуждение дошкольным организациям города и района.

Связь поколений - важный аспект воспитания дошкольников. К сожалению, сегодня близким людям зачастую не хватает времени на элементарное общение друг с другом, не говоря о полноценном участии в жизни ребёнка. Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи эмоционально обедняет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.

С целью создания благоприятных условий для сотрудничества всех членов семьи и педагогов ДОУ в вопросах воспитания детей, а также интересного и содержательного общения дошкольников с близкими родственниками разных поколений в МДОУ "Детский сад «Родничок»" г. Надыма» в рамках клубного сообщества с сентября 2014 года был организован клуб бабушек "Сударыня-барыня». Одной из главных задач деятельности клуба является сохранение и укрепление внутрисемейных и межсемейных связей разных поколений и воспитание уважения к старшему поколению.

Участниками клуба стали дети дошкольного возраста, бабушки и дедушки, родители воспитанников, специалисты ДОУ. За время деятельности клуба выпущены следующие продукты совместной деятельности: накопительная папка с колыбельными, пестушками, уговорушками; буклеты и памятки по воспитанию детей. Также в рамках деятельности клуба организованы выставки и совместные развлекательно - игровые программы.

Детско - родительский клуб «Гармония» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Вся деятельность клубов осуществляется на добровольных началах, девиз клубного сообщества: «Ты расти, а мы поможем».

Взаимодействие трёх структурных подразделений клубного сообщества «Мир дошкольного детства» способствует созданию инновационного образовательного пространства. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме клубного сообщества представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Благодаря организации работы клубного сообщества у дошкольников постепенно формируется «образ собственного дома» с его укладом, традициями, общением, стилем взаимодействия. Ребенок принимает свой ​​дом таким, каким он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Таким образом, происходит «формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире» [5].

 

Список литературы:

1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. 41089 словарных статей. ... Издательство "Азъ", 1992.

  1. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.

  2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2008.

4. http://festival.1september.ru/articles/634674/

5. http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-duhovno-nravstvenomu-vospitaniyu-na-temu-priobschenie-detei-k-ruskoi-narodnoi-kulture-vospitatelja-romanenko.html

 

Опубликовано: 30.12.2015