Использование методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками ДОУ

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Михеева Лариса Петровна

Организация: МБДОУ Нововасюганский ЦРР - детский сад №23 "Теремок",

Населенный пункт: Томская область, Каргасокский район, с.Новый Васюган

Инклюзивное (или включенное) образование используется в процессе обучения детей с особыми потребностями в дошкольных образовательных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем детям, но создает особые условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности. Это направление работы дает возможность приспособления к различным нуждам детей, где все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. В этом разностороннем процессе выигрывают все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных дошкольных учреждениях позволяет детям дошкольного возраста приобрести знания о правах человека (хотя нет такой специальной формы обучения), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие [2].

В условиях формирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

На протяжении долгого времени арт-терапия успешно используется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной.

Издавна философы и педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Использование разных видов искусств в целях врачевания наблюдалось в древней Греции, Китае, Индии. Специальные исследования выявили положительное влияние арт-терапии на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, а положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы.

В нашей стране арт-терапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии. В последнее время арт-терапия все больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми и дает положительные результаты [1].

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

Показания для проведения детской арт-терапии:

- упрямство, агрессия, страхи;

- тики, заикание, навязчивости;

- частая смена настроения;

- задержки речевого и психического развития, кризисные ситуации;

- трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;

- возбудимости или апатичности;

- изменение места жительства;

- подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

- потери родительского контроля над ребенком, непослушании;

- застенчивости и неуверенности в себе;

- агрессивность;

- гиперактивность и т. д.

Использование арт-терапии в практике педагогов дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической. Арт-терапия имеет широкие возможности в коррекционно-развивающей работе с детьми-дошкольниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать [2].

Коррекционно-развивающая работа с помощью разных видов арт-терапии связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения, особенно в период введения в практику инклюзивного образования. Арт-терапевтические методики в работе с детьми способствуют гармонизации личности, обеспечивают коррекцию в эмоционально-волевой сфере ребенка. Также методами арт-терапии возможна коррекция психоэмоционального состояния ребенка, его психофизиологических процессов, повышение самооценки и статуса ребенка в детском коллективе, укрепление психического здоровья посредством искусства.

Обоснование необходимости использования арт-терапии в группе детского сада, где вводится инклюзивное обучение:

- обязательства по правам ребенка, которые рассматриваются в равной степени, подавать через систему морально-этических бесед, этюдов, социальных тренингов, театрализованных представлений, серии арт-игр;

- анализ истинных интересов ребенка в результате проведенной арт-терапии (психодрама, песочная терапия, бумагатерапия, сказкотерапия, изотерапия) как диагностического метода работы с детьми, которые имеют особые потребности;

- улучшение социализации детей с ДЦП через психогимнастику, двигательно-речевые тренинги с использованием арт-терапии, лечебную физкультуру, психомассаж (и лечебный массаж), релаксационные упражнения, песочные игры;

- случаи, где ресурсы ограничены, результат может быть достигнуты с помощью применения арт-терапии, которая, несомненно, открывает новые горизонты для ребенка и обнаруживает его скрытый потенциал, дополнительные внутренние ресурсы;

- помощь арт-терапии при компенсаторной функции у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (например: дети-кукловоды могут представлять себя в роли героя-куклы, который прекрасно передвигает ногами, прыгает, бегает, выполняет разные трюки, которые ребенок сам хотел бы воплотить в реальной жизни), чтобы малыш не чувствовал себя ограниченным и ущербным, смог пережить радость моментов любого здорового ребенка [4].

Я считаю, что проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия, фототерапия, техники телесно-ориентированной арт-терапии и другие арт-терапевтические техники наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное – развиваются коммуникативные умения.

На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя.

Цель занятий: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать и дать выход творческой энергии.

В работе с дошкольниками я использую следующие арт-терапевтические техники:

- Техника «мандала» (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста.

- Техника направленной визуализации – стимулирование и направление потока воображения ребенка в определенное русло.

- Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность.

- Техника работы с песком – такая работа дает возможность для выражения самых разных чувств, хорошо снимает агрессию.

- Техника рисования на стекле – используется для парных работ, способствует развитию коммуникативных навыков.

- Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность.

- Цветотерапия – способствует развитию цветоощущения, раскрепощает ребенка, снимает напряжение, агрессивные тенденции и создает гармонию эмоционального состояния.

- Музыкальная терапия – дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние [3].

В результате применения интегрированных методов арт-терапии как в групповой, так и в индивидуальной форме работы, мною наблюдаются следующие позитивные изменения у дошкольников: улучшение поведения, повышение самооценки, дети стали менее агрессивными, научились выражать свои чувства, делиться впечатлениями и переживаниями друг с другом.

Современные образовательные учреждения используют арт-терапию как метод раскрытия творческого потенциала ребенка, высвобождение его скрытых энергетических ресурсов и нахождения им в итоге оптимальных способов решения своих проблем. В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способ. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблемы настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает этого, что с ним происходит.

Список литературы:

1. Копытин А.И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. – М.: Когото-центр, 2012. – 154 с.

2. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. – М.: «Психотерапия», 2011. – 120 с.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2008. – 98 с.

4. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2007. – 178 с.

Опубликовано: 25.12.2015