Дошкольное детство, как важнейший период становления духовно-нравственных основ личности ребенка и будущих граждан Отечества

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Бондаренко Анна Васильевна

Организация: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка»

Населенный пункт: Краснодарский край, поселок Псебай

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

«Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В. Запорожец.

Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, неполноценности или отчаяния и др.); и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.); к коллективу (чувство коллективизма, солидарности); к искусству (эстетические чувства). У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как например, справедливость, любовь к Родине, толерантность к детям других национальностей.

К концу дошкольного детства, внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредствами чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка, своеобразно установленным эстетическим, этическим требованиям общества.

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха осуждения.

Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение эстетических эталонов, через рассудочное эмоциональное общение с взрослыми или другим ребенком. Эстетические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла.

Нравственное развитие ребенка в большой мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с эстетическими эталонами.

Нетрудно передать ребенку знания об эстетической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее, выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний эстетических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступил нравственно.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально – познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, быть ответственным уже в любом,  пусть маленьком деле.

Французский психолог А. Валлон пишет, что «в возрасте от 3 до 6 лет, привязанность к людям крайне необходима для развития личности ребенка. Если его лишить этой привязанности, он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний и у него наступит психологическая атрофия, след от которой сохраняется в течение всей жизни и отражается на его вкусах и воле».

Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.

Сочувствовать – значит понимать мысли и чувства другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека, как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.

При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще.

Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе.

Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства».

Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к труду, воспитание и стремление трудиться на общую пользу. Чтобы воспитать у детей живое, эмоциональное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах труда взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде.

Для воспитания положительного отношения к труду большое значение имеет наличие у ребенка чувства собственного достоинства. Дошкольник, который чувствует себя беспомощным, не способным ни на что, слабо включается в работу. Напротив, ребенок, который уверен в себе, обычно трудится с большим напряжением, максимально используя свои возможности.

Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности.Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.

В процессе такого разностороннего воспитания, зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Библиография.

1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. / Н.В.Алешина.- М.:ЦГЛ,2005.
2.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа / Н.В.Алешина.- М., 2003.
3.Аронов А. Воспитываем патриотизм. / А.Аронов.- Дошкольное воспитание, 1988.- №2.-10-13с.
4.Атоева И. Патриотическое воспитание / И. Атоева.- Ребенок в детском саду.- 2001.-№5-18с.

5. Бондарь В.В., Ратушняк В.Н. «Родная Кубань», 2004

6. Бондарь Н.И. «Традиционная культура и дети», 1997

7. Бондарь Н.И. «Традиционная культура Кубани», 1994
8.Воспитание нравственных чувств у дошкольников. /(Под ред. А.М. Виноградовой).-М.,1988.
9.Герб, флаг и гимн России: Изучение гос. Символов Рос. Федерации в школе: метод. рекомендации / сост. М.К. Антошин.-М.: Айрис-пресс, 2003.
10.Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.Данилина.- Дошкольное воспитание, 2000

Опубликовано: 12.12.2015