Актуальные проблемы преподавания татарского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Яруллина Гульшат Минасхатовна

Организация: МБОУ « Аксубаевская СОШ№2»

Населенный пункт: Республика Татарстан, пгт Аксубаево

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов на уроках татарского языка предусматривает развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Формы работы, направленные на формирование коммуникативных учебных действий несколько, а на уроках родного языка можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: это развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

К первому направлению можно отнести все задания, с проговариванием вслух при изучении новой темы, задания повышенной трудности.

Ко второму направлению относятся система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе. На уроках часто организовываю групповую работу.

Хочу выделить следующие преимущества совместной (групповой) работы:

- возрастает объем и глубина понимания материала;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- возрастает сплоченность класса;

- ученик более точно оценивает свои возможности;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;

- желание вступать в контакт с окружающими;

- знание правил и норм, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

-умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка

вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

На уроках татарского языка во 2 в классе использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:

«Подготовь рассказ на тему: «Личная гигиена». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

«Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».

«Найди и выпиши слова, которые…. В первом предложении автор играет словами. Ты заметил? Прочитай их».

На уроках новый материал не предлагаю в готовом виде. Приглашаю учащихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?»

На уроки материал выбираю разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и другие.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом: восприятие текста, сравнивать разные виды текста, анализировать и исправлять деформированный текст, делить его на смысловые части, составлять план текста, пересказывать по плану, умения участвовать в учебном диалоге, описывать объект, характеризовать качества, разбиение объектов на группы.

Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:

- умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;

- умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,

- умение и убеждать, и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечиваю через обучение правильному пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Система работы по развитию речи чётко выстроена в учебниках по татарскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи..

Учебно-методический комплекс татарского языка, применяемый в нашем лицее, разработан Р.З.Хайдаровой, комплекс предусматривает развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. С 2011 года внедрены учебники для учащихся 1-4 классов, с 2014 года разработаны для учащихся 5-7 классов, которые

также отражают развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Учебно - методический комплекс состоит из 2 двух частей: татарский язык автор Роза Закиевна Хайдарова, татарская литература Альфия Рухуловна Мотыйгуллина. Татарская литература имеет 2 части.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству татарской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая активность определяют достижения человека практически во всех областях жизни. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Опубликовано: 23.04.2015