Доклад на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии»

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Щеголева Оксана Владимировна

Организация: МБДОУ № 9

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Салават

Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в педагогике, имеет большое значение и расценивается, как один из показателей развития ребенка.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

У детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта развитие мелкой моторики происходит постепенно и последовательно. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.

Недостатки моторики детей младшего дошкольного возраста с нарушением в развитии выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У этих детей крайне неразвиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у младших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью не могут не оказать влияние на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка.

Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно организованная коррекционно-педагогическая помощь.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с нарушением в развитии. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка со сниженным интеллектом, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг младших дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить на группы: игры - манипуляции, сюжетные пальчиковые упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, театр в руке.

Мы полагаем, что, благодаря специально – подобранной системе пальчиковых игр можно способствовать развитию мелкой моторики у младших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Целью нашего исследования является определение влияния пальчиковых игр на динамику развития мелкой моторики.

В данной работе мы исследовали состояние мелкой моторики младших дошкольников со сниженным интеллектом, динамику ее развития, разработали и провели коррекционную деятельность по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, используя серию определенных пальчиковых игр, проследили за влиянием коррекции на становление моторики дошкольников данной категории. Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующая коррекционная работа, контрольный эксперимент. Теоретическими основами констатирующего эксперимента данной работы являлись диагностические методики, разработанные Н.И. Озерецким, Е. А. Стребелевой, И. А. Логиновой.

В исследовании участвовали 10 детей младшего дошкольного возраста со сниженным интеллектом.

Изучение состояния мелкой моторики младших дошкольников со сниженным интеллектом проводилось в естественных условиях детского сада – в групповой комнате. Воспитатель самостоятельно демонстрирует ход выполнения заданий перед каждым тестом, не акцентируя внимания на то, что он проводит тестирование. Детям были предложены следующие варианты тестов: 1.«Переложи предметы 2.«Кулачки-ладошки». 3.«Паучок». 4. «Круг». 5.«Пальчики шагают» 6.«Загибание пальчиков». 7.«Щепоть». 8.«Щепоть-ладонь9.«Рубка».

В процессе выполнения диагностических заданий отслеживались такие двигательные качества, как точность, координация, ловкость, гибкость, а также развитие пальцевого праксиса.

Выполнение ребенком движений оценивалось в баллах:

1 балл - отсутствие основных элементов в структуре движения.

2 балла - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

3 балла - точное воспроизведение движений.

При выполнении упражнений некоторые дети младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта не могли плавно переходить от одного движения к другому, движения разорваны, изолированы, отмечалась общая моторная неловкость, нарушение ручной моторики.

Таким образом, нами выявлено, что у дошкольников младшего возраста ДОУ не достаточно сформированы навыки мелкой моторики: преобладает низкий (50%) и средний уровень (50%) развития мелкой моторики, высокий уровень не диагностирован. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточном развитии мелкой моторики испытуемых и, соответственно, о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы в данном направлении.

Формирующая коррекционная работа была проведена нами с октября - по ноябрь месяц включительно. Цель данного этапа: провести коррекционную работу по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, используя серию пальчиковых игр

Проводя коррекционно-развивающую работу, мы руководствовались основными дидактическими принципами.

Нами была использована система проведения пальчиковых игр.

Основной формой проведения формирующего этапа стала совместная игровая деятельность. Серия состояла из 32 пальчиковых игр, которые проводились в течение восьми недель.

В играх принимали участие все дети группы. Длительность проведения 10-15 минут ежедневно. Каждый день мы вводили новую пальчиковую игру, а также повторяли разученные ранее игры.

Следующие недели коррекционно-развивающей работы мы продолжали ежедневно вводить новую пальчиковую игру, а также повторять разученные ранее игры, среди которых мы выбирали те, которые были необходимы для закрепления определенных видов движений.

В процессе выполнения пальчиковых игр улучшились такие двигательные качества, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость, а также состояние общей моторики. Дети научились контролировать и выполнять изолированные движения пальцами, при необходимости синхронизировать их. Снизилось заметное мышечное напряжение, дети избавились от определенной скованности, замедленности выполнения движений. Результаты, проведенной на основе исходных диагностических данных развивающей работы, улучшились. Статистическая значимость различий свидетельствует о том, что проведенная нами развивающая работа с использованием серии из 32 пальчиковых игр была эффективной.

На основании этих результатов мы смогли разработать рекомендации для педагогов, по коррекции мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта:

1.Включать в коррекционно-педагогический процесс упражнения по развитию пальцев рук, используя принцип доступности и учёта возрастных и индивидуальных возможностей психики ребёнка.

2.Проводить работу по развитию движений пальцев и кисти рук систематически по несколько раз в день, включая её в образовательную деятельность, в часы, отведенные для игр, и во время прогулок.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук в разных видах художественного творчества, конструирования.

4.Использовать упражнения, пальчиковую гимнастику, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, в индивидуальной работе, где ребёнок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого.

5.Выполнять упражнения из серии пальчиковой гимнастики вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

6.Рассматривать работу по развитию моторных функций с использованием пальчиковых игр, как особую форму координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук.

Используемая литература:

1. Анучина Н.А. Таланты детей на кончиках пальцев.// Ребенок в детском саду. - №2, 2006.

2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб: Издательство «СОЮЗ», 2003.

3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.

4. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Методика исследования моторики. - Л.: Госмедиздат, 1990.

5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.- М.: Просвещение, 2003.

6. Кирпичникова Н. А. Развитие мелкой моторики. //Дошкольное воспитание. -№2, 2005.

7. Киселева В.А. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание. - №1, 2006.

8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб: Издательский дом «Литера», 2005.

 

Опубликовано: 19.11.2015