Формирование у детей гуманных чувств и отношений

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Абрамова Анжелика Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад №18 «Алёнка»

Населенный пункт: Смоленская область, г. Сафоново

Принцип гуманности воспитания — основополагающая закономерность формирования личности как высшей социальной ценности.

Гуманность воспитания реализуется двумя путями: гуманным, человечным отношением воспитателя к воспитаннику и формированием у воспитанника гуманных качеств личности.

Современные дети испытывают огромную потребность в доброте, любви, заботе, уважении, но социальная среда всячески противодействует этому: ребенок на каждом шагу ощущает зло, зависть, агрессивность. Поэтому воспитатель должен создать все условия для гуманного развития воспитанника, искренне желать избавить его от невежества и порока, эгоизма и несправедливости.

Гуманное отношение к воспитаннику рождает у него желание быть хорошим, добрым, чутким, отзывчивым, а затем это желание превращается в стойкое нравственное убеждение и гуманные черты личности.

Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте.

Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого.

Однако коммуникативная активность ребенка также не всегда и не во всех случаях свидетельствует о развитости гуманных проявлений дошкольников. Так, есть дети, которые адресуют свою активность ко взрослому сугубо для своих «личных выгод». Вместе с тем эмоциональное расположение к человеку требует определенного уровня развития коммуникативной активности, которая дает ребенку возможность приобрести опыт положительного общения со взрослым.

Очень важно стимулировать гуманные проявления ребенка адресованные окружающим: воспитателю, няне, другим взрослым (обрати внимание, помоги, сделай приятное, доброе). Следует побуждать детей выражать свои добрые чувства и к сверстникам, упражнять их в умениях проявлять такт, заботу, тепло к окружающим, поощрять даже самые незначительные проявления их дружеских чувств друг к другу, намеренно использовать любую ситуацию, чтобы дети учились заботливо относиться к окружающим: «Молодец, Саша, хорошо поступил, поиграл игрушкой и отдал ее Вите». Улыбнулся малыш другу, а педагог подчеркивает: «Вот какие вы добрые, хорошие друзья».

Формируя у детей внимательное, предупредительное отношение к сверстникам, воспитатель разъясняет, почему так, а не иначе следует поступать, побуждает детей проявлять уважение к товарищам, оказывать им помощь («Помоги своему товарищу», «Поделись игрушкой с другом», «Не обижай маленького», «Жить следует дружно», «Играть лучше вместе») и т. д.

Это является основой формирования более четкого эмоционального сочувствия, содействия — проявления гуманных чувств.

Воспитание и развитие у детей гуманных чувств и отношений - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у детей этических представлений, обобщенных и дифференцированных. Эти представления должны основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или литературных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений, и, следовательно, развитию гуманных чувств, правильному поведению. Под влиянием обстоятельств воспитание отношений между детьми изменяется: ребенок все более руководствуется в своем поведении не только личными желаниями и интересами, но и требованиями, интересами окружающих взрослых и детей.

К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в мимике, словах, движениях. На 4-5 году жизни у ребенка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Нравственные проявления детей 6-7 лет отличаются неровностью и неустойчивостью, особенно это характерно для ребенка 6 лет. В развитии организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия.

Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, вместе, замечают нарушение тех или иных правил, стараются их исправить. Другие испытывают из-за незнания правил или отсутствия необходимых навыков, затруднения при выполнении работы. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от педагога использования разнообразных методов и приемов, более тонкого их применения.

К концу года старшие дошкольники воспринимают правила как норму поведения. У детей накапливается опыт коллективной жизни, устойчивые коллективные связи.

С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому, должна быть целенаправленной, систематической. При этом надо помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости, являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего, выяснить, что знают сами дети об этих отношениях между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия "доброта", "честность", "справедливость", осознают ли они проявление жестокости.

Одним из условий пробуждения гуманных отношений является развитие нравственного сознания детей. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Путь формирования у детей знаний о хорошем поведении до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В данном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом - поступают как будто бы правильно, но поступки их фальшивы, корыстны, в третьем - поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются, равнодушны к поведению окружающих. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными.

Чувство гуманности не должно вытекать из чувства страха или по принуждению. Донести до сознания детей, объяснить им, что поступать надо честно только потому, что за ложь наказывают, что ложь отвратительна, можно только на конкретных примерах у детей необходимо вызвать жалость, сочувствие к тем, кто пострадал из-за лжи, и постепенно ребенок начинает осознавать, почему нельзя поступать плохо, нельзя причинять людям зло.

Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают в них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить самостоятельность, активность. Необходимо привлекать детей к разрешению конфликтов. Дети чувствуют большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят выход из создаваемого положения. Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, возмущаться, сопереживать.

Богатым потенциалом в воспитании гуманизма обладает художественная литература. Произведения художественной литературы активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность, способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир. Для развития гуманных отношений рекомендуется

использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывается конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, детям старшего дошкольного возраста можно прочитать рассказ Н. Носова "Карасик". Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, как поступил мальчик, необходимо так построить беседу, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к нему раскаянием.

В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств. При формировании и развитии у детей этих представлений и гуманных чувств, необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Например, можно предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай, когда он сам обошелся с кем-то несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребенку хотя и старшего дошкольного возраста, довольно трудно: необходимо обладать определенной долей самокритичности, а также иметь представления о непредвзятом отношении, как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других - одна из главных задач на пути формирования у детей этических представлений.

Выявлению и формированию этических представлений и гуманных отношений детей, воспитанию их чувств, способствует также наблюдение за общением детей в процессе деятельности: внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку.

Формирование гуманных взаимоотношений может осуществляться в различных видах деятельности. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми - товарищество и дружбу. Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем, если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми.

Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятельностью, или, как принято говорить, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств, в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.

В ней практически моделируются отношения, в которые вступают люди при выполнении своих общественных функций. Игра для детей единственное доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых. Функции роли и развертывание сюжета диктуются игровыми правилами, этими неписаными законами и четко обозначенными предписаниями.

Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать жизнь счастливой. Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития дошкольников.

Таким образом, воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников, реализуется как осознание своей значимости в детском сообществе, как укрепление своей самооценки при поддержке окружающих и как накопление коммуникативных навыков.

Литература:

1. Р.С.Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников» М.: Просвещение, 2012.

2. А.В.Запорожец «Эмоциональное развитие дошкольника».

Под ред. А.Д. Кошелевой , М.:Просвещение,1985.

3. Р.С.Буре « Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношений». СПб.: Детство-пресс, 2004.

Опубликовано: 29.10.2015