Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Зенкова Елена Викторовна

Организация: Филиал МОУ «СОШ п. Горный» в с. Большая Сакма

Населенный пункт: Саратовская область, с. Большая Сакма

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся. Каждый учитель сталкивается в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. Из года в год мы наблюдаем, что грамотность обучающихся снижается. В чем причина? Как научить детей писать без ошибок? Анализируя ошибки учеников среднего звена, можно сделать вывод, что многие ошибки идут из начальной школы. Одной из причин неграмотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать русский язык в письменной форме. Орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Развитие орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Орфографическая зоркость - умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы. Отсутствие орфографической зоркости являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости. Все эти факторы должны быть задействованы. Рассмотрим их все по порядку: 1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку 2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать. Ученик, диктуя предложение, должен каждое слово произнести орфографически, четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Сама

артикуляция в этом случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Итак, как добиться орфографической грамотности обучающихся, как предупредить ошибки? Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые применяются на уроках русского языка. 1) увидеть орфограмму в слове; 2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило; 3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; 4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; 5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму; 6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку. В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограмм) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Существует множество методических приемов, позволяющие предупредить ошибки учеников, развивать орфографическую зоркость. В обучении русскому языку велико значение упражнений. На их роль указывал ещё К.Д.Ушинский, считавший, что «главное, центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные и по которому мы располагаем и самую нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке, изустное и письменное». К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования: 1.Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только». 2. «Упражнения должны быть систематическими», т.е. «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»; «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения». 3.«Упражнения должны быть логические. Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят». 4. «Упражнения должны быть изустные и письменные, и при том изустные должны предшествовать письменным». Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе

разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу. Рассмотрим приёмы, развивающие орфографическую зоркость. 1. Списывание. Списывание включено в программу обучения не только как один из видов орфографических упражнений для безошибочного копирования текста, а для того, чтобы обеспечить совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе чтения. Совмещаясь друг с другом, эти ориентировки становятся механизмом эффективного орфографического навыка. Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на уроках: 1.Внимательно прочитай предложение. 2.Повтори его не заглядывая в текст. 3.Подчеркни в предложении все орфограммы. 4.Прочитай предложение орфографически. 5.Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. 6.Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы. 7.Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы. 2.Выборочное списывание, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания: 1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д. 2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова. 3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм. 4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов. 5. Спиши слова определённой части речи. 6. Выпиши словосочетания. 3. Комментированное письмо. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик прежде всего находит орфограмму, объясняя ее правописание. Например: «Под-зем-ный. В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю: земли. Комментированные упражнения объединяют повторение и закрепление учебного материала с систематической работой над ошибками. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма способствует повышению успеваемости учащихся. Комментированное письмо выполняет ряд задач:

-приучает детей внимательно слушать; -развивает умение предварительно планировать свою работу; -формирует осмысленность и самостоятельность при выполнении заданий; -учит ребёнка отбирать из своего умственного багажа нужную информацию. Комментированные упражнения объединяют 3 действия: мыслю - говорю - записываю. Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим. 4. Письмо с проговариванием. Такие упражнения объединяют весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. 5.Письмо с пропуском орфограмм. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать. 6. Какографические упражнения. В практике своей работы я использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. 7.Скоростное письмо. Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова: 1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое). 2. Самостоятельное чтение хором. 3. Объяснение орфограмм (коллективно). 4. Считают количество предложений в тексте. 5. Чтение по предложениям. 6. Орфографическое чтение. 7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.). 8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях. 9. Проверка написанного. 8.Письмо по памяти. Письмо по памяти – это один из путей формирования орфографической зоркости, определенное место которому, я отвожу на уроках. Такая работа развивает память, внимание, речь. Письмо по памяти я провожу по следующей схеме: 1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. 2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор. 3. Упражнение в запоминании. 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами. 5. Запись. 6. Проверка. 9. Диктант Диктант (от лат. dicto — диктую), один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее

распространение получил при обучении орфографии и пунктуации. 1.Предупредительный диктант 2.Объяснительный диктант 3.Выборочный диктант 4.Свободный диктант 5.Самодиктант 6.Зрительно-слуховой диктант Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. 7.Диктант с постукиванием. Во время диктанта я постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. 8.«Проверяю себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивают, как пишется то или иное слово. 9.Словарный диктант. 10. Орфографические минутки 11. Занимательный материал (игры, сказки, стихи и т.п.) Все выше перечисленные методы и приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроля, рефлексивные умения. Считаю, если задания интересны ученику, успех в усвоении новых знаний гарантирован. Стараюсь сформулировать и подать задания так, чтобы ребенок, отвечая на вопросы, и вспомнил уже изученное раннее, и самостоятельно сделал новые выводы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся. Большую помощь в работе по развитию орфографической зоркости оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет мне добиваться высокого качества обучения.

Список использованной литературы:

1. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач. Начальная школа. – 2004. – №4. – С.17.

2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды.– М.: Педагогика, 2005. – 154 с.

3. Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников.

П. Я. Гальперин. Вопросы психологии. – 2003. – №5. – С. 64.

5. Леонтьев, А.Н. К теории развития психологии ребенка.– М. : Просвещение, 2006. – 290 с.

7. Львов, М.Р. Обучение орфографии в начальных классах. Начальная школа. – 2005. – №12 – С. 67.

8. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык – М.: Высш.шк., 2004. – 572с.

Опубликовано: 08.10.2015