Нетрадиционные формы работы с родителями

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Чуц Фатима Чишуковна

Организация: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №9.

Населенный пункт: Республика Адыгея, г. Майкоп

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Стало необходимо совершенствовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования активной педагогической позиции родителей.

В своей группе я использую разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся:

Информационно-аналитические:

* анкетирование, опрос.

Наглядно-информационные:

* сайт группы и педагога,

* выпуск стенгазеты «Неболейка», * паспорт здоровья, * открытый показ непосредственно образовательной деятельности для родителей, * мини-библиотека, * информационные стенды, * нетрадиционные дни открытых дверей.

Познавательные:

* семинары- практикумы, с использованием ИКТ, * нетрадиционные родительские собрания, * совместная работа по тематическому плану, проектам, * маршруты выходного дня или экскурсии.

Досуговые:

* совместные праздники, досуги, развлечения; * совместные зарядки, Дни здоровья;

* семейный театр * участие родителей в конкурсах, выставках.

Трудовые или хозяйственные:

* организация развивающей среды группы в соответствии с рекомендациями министерства образования о примерном перечне игрового оборудования для учебно-материального обеспечения ДОУ,

* благоустройство детского сада, озеленение,

* праздничное оформление детского сада,

* экологические акции («Кормушка для птиц», «Наступила осень Золотая» (сбор природного материала для образовательной деятельности)).

 

Остановимся подробнее на некоторых из них.

В ДОУ регулярно проводится анкетирование и опросы с целью выявления социального заказа родителей в образовательном процессе, для выявления степени удовлетворённости родителей работой педагогов ДОУ, для выявления проблем в индивидуальном развитии детей. Анкетирование позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам.

Для совершенствования образовательного процесса и информирования родителей я создала свой мини - сайт и сайт группы, куда выкладываю памятки и консультации, новости из жизни детей в группе, актуальную информацию для родителей и т.д.

Таким образом, у родителей появился новый домашний собеседник и профессиональный консультант по наиболее актуальным вопросам и волнующим проблемам. Родители получили возможность высказывать свою точку зрения, задать свой вопрос и, наконец, просто узнать полезную информацию.

Бывает, что у родителей возникают такие проблемы в воспитании или развитии детей, что короткая беседа с педагогом или даже объёмная консультация не помогают решить возникшие трудности. В таких случаях мы прибегаем к своей педагогической мини-библиотеке и даем родителям необходимую литературу для изучения или рекомендуют то или иное издание.

В нашей группе оформлены мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах детей, конкурсах, рекомендации по развитию детей. Там же помещаются фотографии, продукты индивидуального и коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: “Что такое безопасность?”, “Еще раз о правах ребенка” и т.д.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от нас более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. На каждое наше собрание приходит не менее 80% родителей.

Следует отметить такие родительские собрания из нашего опыта:

1. « Педагогическая лаборатория», на которой обсуждалось участие родителей в различных мероприятиях ДОУ. Анализировались прошедшие мероприятия, затем знакомили родителей с мероприятиями, запланированными на год, выслушивались предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а также их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводим итоги прошедшего года, даем оценку и анализируем достижения и ошибки.

2. « Семинар – практикум». На собрание в младшую группу был приглашён логопед. Вначале она рассказала родителям о возрастных особенностях развития речи их детей. Затем совместно с родителями решались проблемные

ситуации, присутствовали элементы тренинга. Полученные знания родители смогли применить при возникновении трудностей в развитии речи детей. На собрании в феврале возник спонтанный практикум «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Родители активно участвовали в изучении данной темы, брали на себя роли детей (заканчивали предложения, подбирали слова с заданными звуками и т.д.).

3. « Душевный разговор». Собрание было рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: ребенок – левша. Таковых в группе выявилось 7 человек. Мы предложили родителям различные упражнения для установления степени леворукости у ребенка (слабая или выраженная). Проблема обсуждалась со всех сторон. Родителям были даны рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Следует отметить, что рекомендации давал не только воспитатель, но и родители, которые более глубоко изучали данную тему. Родителям предлагались различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждались психологические проблемы, связанные с леворукостью. Родители обменялись информацией о магазинах, где можно купить различные предметы для леворуких детей.

4. « Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. У нас прошёл такой мастер-класс по трудовому воспитанию. Родителям было предложено провести маленький урок для «коллег», таких же родителей. Родители сами объясняли, как привить ребёнку трудолюбие: одна мама рассказала, как её пятилетний сын ухаживает за обувью, вторая – как убирается в комнате, третья – как сын ухаживает за животными. Родители, любящие своего ребёнка, всегда рады показать его лучшие стороны. И, главное, родители дают практические, действенные советы. В конце собрание был подведён итог.

5. Недавно мы использовали такую форму родительского собрания как «Ток–шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступали родители и воспитатели, учитывалась оценка детей психологом и врачом. Темой собрания был кризис 3-х лет. Родителям предложили различные ситуации, их нужно было рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументировать. Совместно с педагогом было определено понятие кризиса 3х лет, выделены причины, затем зачитаны мнения психологов. Все позиции совместно обсуждались. Родители сами определяли пути решения проблемы.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, оформление стендов и мн. др. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

То же можно сказать и о совместной работе над тематическим планом. К примеру, в этом году мы начали изучение Конвенции о правах ребёнка. И знакомить с данным документом пришлось не только детей, но и родителей. Когда по тематическому плану мы проходим времена года, без родителей тут никак не обойтись: они расширяют знания детей при помощи прогулок в лес, парк и т.д.

Когда мы готовимся ко Дню защитников Отечества или к 9 Мая, именно родители посещают с детьми музеи, памятники, библиотеки и т.д.

Огромную помощь оказывают нам, педагогам, те родители, которые участвуют в организации маршрутов выходного дня. Это посещение выставок, театров, музеев, экскурсий по городу и т.д.

В настоящее время возникает потребность в выходе (выезде) детей за территорию детского сада на различные городские мероприятия. Родители активно участвуют в таких мероприятиях. Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Именно этот интерес мы используем при организации выставок поделок, рисунков и др.

Традиционно родители принимают участие в конкурсах, соревнованиях и развлечениях (23 февраля, 8 марта, День пожилого человека, «В гостях у сказки» и мн. др.). Все участники обязательно награждаются грамотами.

Семейный театр - конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями. В процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, оформление зала, подготовка к театральным представлениям и т.д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребёнка, даёт опыт совместных переживаний, изменяет характер поведения, намерений, действий. Примером такой работы является постановка в ДОУ сказки «Доверчивый Ежик».

 

Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

Литература:

1. Воспитателю о работе с семьей [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада / Под. ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

2. Воспитание дошкольника в семье [Текст]: Вопросы теории и методики / Под ред. Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 1979. – 192 с.

3. За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье [Текст]: Из опыта работы / Под ред. Р.А. Курбатовой. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / Под редакцией А.А. Бодалева (вступительная статья А.А. Бодалева). – М.: Институт практической психологии, 1998. – 368 с.

Опубликовано: 21.09.2015