Письменные работы на уроках литературы в старших классах

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Воскресенская Татьяна Борисовна

Организация: Учитель русского языка и литературы

Населенный пункт: Московская область, г.о. Подольск

Литературному образованию в школе досталось, как никакому другому. С переходом на концентрический подход к преподаванию литературы, с введением «декабрьского» сочинения в 11 классе, с изменениями в содержании контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ по русскому и литературе преподавать литературу так, как мы делали это раньше, нельзя. Приходится искать новые подходы и к методике подачи материала, и к методике проверки степени его усвоения.

Современная школа переживает обновление настолько стремительно, что на анализ возможных рисков времени просто не хватает, особенно учителю-практику, стоящему «у станка», «у доски», ежедневно глядящему в глаза своим ученикам. Именно он, находящийся в центе новаций, задает себе вопросы: «А правильно ли я все делаю? К чему приведут реформы в школьном образовании?» Думаю, главный врачебный принцип – «не навреди» - должен проходить красной нитью через любое новшество в образовании.

Каким же должно быть литературное образование в средней и старшей школе? Как, не утратив прекрасных традиций в преподавании литературы, подготовить учащихся к ВПР, РДР, ОГЭ, ЕГЭ, метапредметным работам и всему тому, что является инструментом оценки деятельности и школы, и учителя? Как не скатиться к прямому «натаскиванию» в угоду рейтингу, оценке и т.п.? Если исходить из того, что задача учителя – облагородить сознание будущего потребителя массовой литературы знакомством с классикой, ответы будут одни. Если школа должна формировать квалифицированного читателя – другие.

Федеральный образовательный стандарт определяет эти задачи следующим образом:

выпускник школы должен

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение с других искусствах.

Как видим, задачи перед учителем литературы стоят довольно сложные, особенно если учесть сокращение учебных часов на сам предмет и на изучение отдельных тем (например, вместо 22 часов по «линейной» программе на творчество Л.Н. Толстого, в том числе роман  «Война и мир»,  в 10 классе  сейчас отводим лишь 9-10 уроков), отсутствие интереса к чтению у большинства учеников и многое другое.

Все это требует, прежде всего, изменения отношения к письменным работам по литературе, к изменению форм диагностики компетенций учащихся. А без грамотной организации диагностики невозможно добиться решения тех задач, о которых уже говорилось выше. Основной же формой диагностики всегда был экзамен.

Реформирование школьного образования имеет тенденцию к постепенному отказу от сочинения как традиционной формы диагностики знаний  по литературе. Формат ОГЭ в 9 классе предполагает три мини-сочинения и одно сочинение в среднем на 200 слов. Научить девятиклассников излагать свои мысли в таком формате – задача непростая. Очевидно, что особое внимание при изучении литературы должно быть уделено письменным работам, причем классным письменным работам, т.к. виртуозное владение нашими учениками Интернетом сводит «на нет» любые попытки учителя проверить навыки учеников посредством домашнего задания. А в приобретении практических навыков, активизации творческих способностей школьников – путь обучения, который, в конечном счете,  ведет к развитию письменной речи. Ведь основная цель любого учебного предмета, а тем более словесности, – научить  словом передавать свои мысли, чувства, переживания, настроения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом роль комплекса письменных работ.

В школьной практике существует более сорока видов письменных работ, среди них – реферат, изложение, анализ поэтического и прозаического текста, эпизода, рецензия, отзыв, эссе. В последнее время большую популярность получили тесты. Можно спорить, какие из этих видов больше соответствуют современным требованиям. Но экзамен по литературе в формате ОГЭ накладывает отпечаток к отбор этих инструментов диагностики. Для подготовки к ОГЭ по литературе особое значение имеет умение сравнивать, сопоставлять произведения, видеть их художественные особенности, понимать их в широком историко-литературном контексте.

Для формирования умения анализировать в разной степени развернутости художественное произведение использую разные виды письменных работ. Это и ответ на проблемный вопрос, и сопоставительная характеристика,  и работа с эпизодом и  стихотворением, и работа со статьей учебника. Разумеется, письменной работе предшествует устная работа над произведением. В качестве домашнего задания использую задания из пособия «Литература. 9 класс». (Саратов: Лицей, 2018.). Данное пособие направлено на совершенствование навыков работы с текстом, развитие речи и мыслительной деятельности учащихся. Задания разнообразные, интересные. Работа в тетради на печатной основе значительно упрощает домашнюю работу, снижает нагрузку на ученика. Кроме того, издание доступно по цене по сравнению с аналогичными изданиями, что также немаловажно для массовой школы.

Разумеется, для любого учителя литературы важно, как проверить знания своих воспитанников и в то же время не скатиться к банальной «угадайке» тестов, в которой наши ученики большие специалисты. Поэтому предпочтение отдаю мини-сочинениям по изученному материалу, рассчитанным в среднем на 15 минут. Они, как правило, содержат прямой ответ на проблемный вопрос или сравнение двух произведений на одну тему. Темы мини-сочинений соответствуют по стилистике заданиям ОГЭ по литературе. В качестве контрольной работы по теме (на весь урок) предлагаю или несколько мини-сочинений (часто на выбор учащихся) или «классическое» сочинение на 200-230 слов.

Задания имеют разный уровень сложности. Для учащихся с пониженным уровнем достижений готовлю резервный вариант, задания которого предполагают рассуждение на основе конкретной сцены произведения, которую ученик может тут же на уроке перечитать, поэтому отпадает необходимость списывать, ведь каждый, даже самый слабый ученик, не упустит возможности порассуждать на интересную для него тему. Именно поэтому неудовлетворительных отметок за такие работы практически не бывает.

Ниже привожу варианты обучающих, проверочных и контрольных работ по всем разделам курса литературы 9 класса.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»:

Проверочная работа

1 вариант

  1. Какое значение имеет сцена бала в доме Фамусова?
  2. В чем, по мнению Гончарова, состоит поражение Чацкого?

2 вариант

  1. Как на протяжении комедии развивается конфликт Чацкого и Софьи?
  2. Почему критик назвал Чацкого победителем? Согласен ли ты с такой оценкой?

Контрольная работа

1 вариант

  1. Почему Софья предпочла Чацкому Молчалина?
  2. Напишите вступление к теме сочинения «Фамусовская Москва».

2 вариант

  1. Что раздражает Фамусова в Чацком и нравится в Молчалине?
  2. Составьте сложный план к теме «Чацкий и Молчалин».

3 вариант

  1. К какому поколению – «нынешнему» или «минувшему» - можно отнести Молчалина и Софью?
  2. Составить план сочинения на тему «Фамусовская Москва».

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Контрольная работа

Вариант 1

  1. Как вы понимаете слова Пушкина «Татьяна (русская душою)…»?

  2. Сравните мнение Татьяны об Онегине в начале романа, после посещения его дома и в конце романа.

Вариант 2

  1. Как изменился Онегин на протяжении романа? Что повлияло на эти перемены?

  2. Сравнить Татьяну в начале романа и в конце? Изменилась ли она?

 

М.Ю. Лермонтов. Лирика

Контрольная работа

1 вариант

  1. Почему М.Ю. Лермонтов назвал свою любовь к Родине «странной»?
  2. Сравнить стихотворения «Парус» и «И скучно, и грустно…».

2 вариант

  1. В чем видит М.Ю. Лермонтов назначение поэта?
  2. Сравнить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» и «И скучно, и грустно…»

 

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1 вариант

  1. Что значат слова Печорина «во мне два человека…»?
  2. Что объединяет роман «Герой нашего времени» и стихотворение «Дума»?

2 вариант

  1. Какую роль играет любовь в жизни Печорина?
  2. Что объединяет Онегина и Печорина?

3 вариант

  1. В чем заключается трагизм судьбы Печорина?
  2. Сравните мнение о Печорине автора в  Предисловии к роману и в Предисловии к журналу? Как оно изменилось и почему?

4 вариант (повышенный уровень сложности)

  1. Какую роль играет пейзаж в раскрытии душевного состояния героя?
  2. Кто из героев – Онегин или Печорин – более глубоко раскрыт автором с точки зрения внутреннего мира?

5 вариант (для слабо мотивированных учащихся)

Какой эпизод романа понравился больше других? Почему? Как в нем раскрывается характер героев?

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

1 вариант

  1. Как характеризует помещиков их усадьба и интерьер дома?

  2. Что объединяет Чичикова с помещиками?

2 вариант

  1. Как отнеслись помещики к предложению Чичикова продать «мертвые души»?

  2. Что общего и в чем различие Коробочки и Собакевича?

3 вариант

  1. Как Чичиков воплотил в жизнь заветы отца?

  2. Что объединяет Коробочку и Плюшкина?

4 вариант

  1. Почему Плюшкин стоит последним в галерее помещиков?

  2. Почему поэма Гоголя называется «Мертвые души»?

С.А. Есенин. Лирика

Проверочная работа

  1. Что объединяет стихотворения С. Есенина «Отговорила роща…» и «Не жалею, не зову, не плачу…»? Чем вызвано сходство в настроении?

  2. Что объединяет стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» и «Шаганэ ты моя, Шаганэ»? В чем необычность композиции?

Стихотворения поэтов начала ХХ века

Проверочная работа № 1

  1. Что общего в стихотворениях Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и Маяковского «Прощание»? В каких еще стихотворениях развивается та же тема?

  2. Сравнить стихотворения Блока «О, весна, без конца и без краю…» и Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».

  3. Что общего в стихотворениях Маяковского «Прощание» и Есенина «Гой ты, Русь моя родная…»?

  4. Что общего в стихотворениях Блока «О, я хочу безумно жить…» и Есенина «Разбуди меня завтра рано…»

Проверочная работа № 2

  1. Как поняли Н. Заболоцкого в стихотворении «Завещание»? С какими стихотворениями его можно поставить в один ряд?

  2. Как раскрывается в лирике А. Ахматовой тема  Родины? Что общего у Ахматовой в отношении к Родине с другими поэтами того же времени?

  3. «Вечные темы» в творчестве поэтов начала ХХ века.

  4. Тема любви в стихотворении Н. Заболоцкого «Можжевеловый куст». С какими стихотворениями поэтов-современников его можно сравнить?

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Контрольная работа

  1. Бесчеловечная сущность войны в рассказе Шолохова «Судьба человека».

  2. В чем проявилась красота души русского солдата в рассказе Шолохова «Судьба человека?

  3. В чем проявилась сила характера русского солдата в рассказе Шолохова «Судьба человека»?

  4. Объяснить смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека».

 

Как видно из приведенного перечня, каждая тема обязательно заканчивается или небольшим обучающим сочинением, или проверочной работой, или сочинением контрольного характера. Тесты по изученному материалу обычно выношу на домашнее задание. Не могу не сказать и про такой вид ученической работы, как исследовательский проект, над которым работаю с  мотивированными учениками в течение нескольких месяцев, а потом мы представляем  его на суд жюри. Но этот вид творческой работы требует отдельного разговора.

Подводя итог, хочу сказать, что реформы образования, в том числе литературного, требуют от учителя поиска не только путей современной подачи материала, но и приемов диагностики достижений учащихся. Формат заданий ОГЭ и ЕГЭ по литературе нацеливает нас на определенные виды работ, при этом не забыто главное – развитие читательского вкуса, способности воспринимать художественное произведение как произведение искусства,  творческих способностей.

Опубликовано: 02.06.2020