Использование сюжетно-ролевой игры в процессе экологического образования детей младшего дошкольного возраста

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Шитова Оксана Александровна

Организация: МАДОУ №51 детский сад «Тополек»

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Аннотация В данной статье отражены результаты наблюдения использования сюжетно – ролевой игры в процессе экологического образования детей младшего дошкольного возраста, которое должно осуществляться в системе работы воспитателя по формированию начал экологической культуры планомерно и постоянно, с привлечением всех участников образовательных отношений не только в ходе образовательной деятельности, но и в режимных моментах.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, экологическое образование, образовательные отношения, творческие игры.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра является одним из видов деятельности дошкольника, следовательно, и одним из наиболее эффективных средств образовательных отношений, позволяющих сформировать у дошкольника представления о природном окружении.

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. [3,с. 128 ]

Многочисленные исследования выдающихся педагогов и психологов давно доказали, что целенаправленная работа по экологическому образованию детей будет проходить успешно, если в процессе данного образования будут использоваться сюжетно-ролевые игры.

Цель педагогической работы– определить роль сюжетно-ролевой игры в процессе экологического образования детей младшего дошкольного возраста.

Исходя из цели были поставлены задачи:

  1. Описать структуру, содержание и руководство сюжетно-ролевой игрой у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Раскрыть психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста.
  3. Изучить методику использования игр в качестве средства экологического образования детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения.

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых

В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста Щербакова Е.И. отмечает: в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще неустойчивы, малыш часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры

Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативу, самостоятельность ребенка. Приёмы используемые педагогами должны быть направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками.

Игра как метод экологического образования - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

Особое значение для развития детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры.

Использовать сюжетно-ролевые игры и разнообразные игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги-экологи С.Н.Николаева и И.А.Комарова. [4,с.128]

Использование сюжетно - ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А. В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности.[1,с.12-15] Включение элементов сюжетно - ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

В ходе реализации опытно-практической части были проведены сюжетно-ролевые игры для детей младшего дошкольного возраста. Предшествовали сюжетно-ролевым играм беседы.

Тематика сюжетно-ролевых игр предложенных детям в детском саду была разнообразна:

  1. Парикмахерская для зверей
  2. Перелетные птицы.
  3. Появление птенчиков в гнезде
  4. Птичий базар
  5. Кормление животных в зоопарке
  6. Путешествие на морское дно

В ходе игр дети проявляли интерес, повторяли и закрепляли повадки животных и птиц, после игр складывали атрибуты на место.

Таким образом, в результате проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:

  1. Экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.
  2. Играя, ребёнок познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
  3. Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и всей экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения.
  4. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
  5. Работа по экологическому образованию с использованием сюжетно – ролевых игр должна проводиться в системе и планомерно с включением в образовательные отношения всех участников взаимодействия. Немаловажное значение имеет роль родителей, которые могут дома вместе с детьми прочитать произведения художественной литературы природоведческого содержания, изготовить атрибуты для проведения игр, провести наблюдения за объектами окружающей действительности. В некоторые игры можно играть дома с детьми.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.

Список используемой литературы:

1.Запорожец А.В. Игра и развитие ребёнка/А.В. Запорожец/Дошкольное образование.-2004-№2.-с.12-15

2. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия 2002. – 336с.

4. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.

5. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49.

6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.

Опубликовано: 08.05.2018