Адаптация детей через художественное слово (потешка)
Конференция: Современный урок. Методика и практика
Автор: Дивак Татьяна Викторовна
Организация: МБДОУ №57 «Дюймовочка»
Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, г. Сургут
Цель:
Развивать гуманные чувства, формировать этические представления, навыки культурного поведения, социально общественные качества с использованием народного фольклора, (потешка)
Задачи:
1.Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
2.Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
Ребенок пришел в детский сад, но вот вопрос, как он воспринимает то, что мама, которая раньше постоянна была рядом будет появляться только вечером, а вместо ее целый день придется с чужой тетей и еще десятком, таких, же ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание, поэтому ребенку очень трудно адаптироваться к новому витку своей жизни.
Процесс становления человека сложен, многогранен, ребенку нужна помощь взрослого и поэтому задача педагога ,владеть методикой обеспечивающей ребенку процесс социализации, вхождение его в мир себе подобных - мир людей.
Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги как, Н.Д.Ватутина, Н.Ф.Виноградова, Т.А.Куликова, М.Л.Печора, Р.Ф.Тонкова- Ямпольская.Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьей ребенка.
Адаптация - это приобщение организма к новой обстановке, а для ребенка детского сада, несомненно, является новым, еще не известным пространством, с новым окружением и с новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций характера, которые зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в учреждении, то есть каждый ребенок привыкает по- своему.
Проработав, на группе не один год адаптационного периода и имея, педагогический опыт я пришла к выводу, что художественное слово (потешка)- важнейшее средство воспитания маленького ребенка.
Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей. Происходит знакомство с окружающим миром. Роль потешек трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова, ритм, музыкальность,- он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается.
В потешках ребенок находит свое сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Малыш заупрямился и не хочет умываться- взрослый показал не хитрую игру с водой:
« Водичка, водичка
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
Внося в бытовой момент эмоционально - игровые действия , певуче¬ласково, взрослый изменяет отношения ребенка к той или иной процедуре. Не все дети охотно ложатся спать, не которые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме, такое поведение не редко, в детском саду, дети, которые не хотели спать, я укладываю, приговаривала потешку:
« Баю-бай, усни, Катюшка,
Моя зайка - веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.»
Также в моей работе потешки помогают во время кормления, чтобы вызвать желание есть:
«Сорока-ворона кашу варила И Настеньку мою угостила.
Кушай, Настенька, кашку сладеньку.
Вырастешь большой,
Человечек мой родной!»
Одевание - сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот для того , чтобы дети быстрее освоили навыки, необходимые для одевания, приговариваю:
« Это с левой ножки,
Это с правой ножки.
Если дождичек пойдет Наденем калошки.
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот как хорошо!»
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, дети, играя. Легко запомнили их, и вводят в свою речь. Качая куклу, Настя повторяла:
«Баю- баюшки- баю...»
А во время кормления кукол Ксюша и Алина приговаривали:
«Умница, Катенька, ешь кашку сладенькую»
При использовании потешек я добивалась позитивного контакта с детьми, прививала им навыки, связанные с разными режимными моментами, организуя игровую деятельность.
Чтобы избежать стрессовой ситуации необходимо грамотно подойти к адаптации детей. Задача не только воспитателей, но и родителей. Мы объединили свои усилия, обеспечивая малышу эмоциональный комфорт.
Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка согласование взаимодействия на него дома и в детском саду. Для решения этой задачи самым гениальным является народное искусство, то есть то, что замечено народом, что народом сохранено фольклор (потешка).
Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах жизни ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать потешка очень выручает , она помогает малышу настройся на нужный лад и сделать в игровой форме, что необходимо.
Но родитель приходит в детский сад, ждущий от педагога грамотной подсказки и совета. В своей педагогической деятельности я использую такие формы общения с родителями, которые предусматривают диалогическое общение, практические мероприятия: родительское собрание «Давайте познакомимся!», консультация «Кризис трёх лет», памятка «Безопасность вашего ребенка».
Так родителям очень нравится прорабатывать ситуации, например: поднять ребенку настроение утром потешкой:
« Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела».
Не хочет малыш умываться выручит такая потешка:
«Кран,
Откройся!
Нос,
Умойся!
Мойтесь
Сразу,
Оба
Глаза!
Мойтесь,
Уши,
Мойся,
Шейка!
Шейка, мойся Хорошенько!
Мойся,
Мойся,
Обливайся!
Г рязь,
Смывайся!
Г рязь,
Смывайся!!!
Потешка может одобрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации:
«А не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать- Куплю худой лапоть!»
Потешка учит не только ребенка, но и родителя. Предлагаю родителям картотеку, которая дает обратную связь — потешки детства.
В разных ситуациях один и тот же малыш в период адаптации может повести себя по-разному. Бывает, спокойный, общительный в группе, начинает плакать в музыкальном зале, проситься домой, нелегко привыкая к новым требованиям другого специалиста.
Поэтому свою педагогическую деятельность я строю таким образом, чтобы на момент той или иной ситуации моим коллегам приходит на помощь потешка. На физкультуре педагог делает гимнастику с малышами, приговаривая потешки:
«Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши Делают зарядку!
Раз-два,
Три - четыре.
Руки выше!
Ноги шире!
На музыке поют, танцуют, играют:
«А-та-та, а-та-та,
Вышла кошка за кота,
Думала за барина А хвать за татарина .»
Ребенок будет всегда уверен, что ему всегда есть с кем поделиться бедой, и его всегда поймут, выслушают и помогут. Ласковые слова психолога потешками волшебно действуют на ребенка:
« Ах, кокля-мокля.
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать».
Со своими коллегами я провожу беседу о значимости фольклора, консультации, тематические игры, предлагаю свой наработанный материал для работы с детьми.
На выше изложенном свою творческую работу я не заканчиваю в перспективе, поиске новых форм для успешной адаптации детей, накоплении тематического материала.
Используемая литература:
1.Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М: Просвещение, 2005. - 176с. ил.
2.Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медецина 2007. - 304с.
3.Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС Д999.
4.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
5.Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
6.Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
7.Жадинец, М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание. - 1990. - №9. - с.56-58
8 .Ж-л N9 4. Ребенок в детском саду.-2001.
9.Задоя, Т.Г. Деятельность воспитателя в период адаптации малышей. - М.,1989. - с.42-45, с.70-76
10.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвещение,1985.-112 с.
11.Новикова, И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с.8-15
12.Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.
13.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. - 72с.
14 .Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 160с.
16.Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. - 382с.
17.Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.- М., 1992.
18.Тонкова-Ямпольская Р.В. "Основы медицинских знаний"- М.: Просвещение, 1986. - 320с. ил.5
19.Соловьева, Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание. -1993. - N98. - с.21-26