Учебно-методическое пособие по предмету «Слушание музыки»

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Протасова Ирина Николаевна

Организация: МКУКДОШР «Центр искусств им. К. Г. Самарина»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Шелехов

«Если в детстве донести до сердца красоту
музыкального произведения, если в звуках
ребенок почувствует многогранные оттенки
человеческих чувств, он поднимется на
такую ступень культуры, которая не может
быть достигнута никакими другими
средствами»
В. Сухомлинский

Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкального воспитания. Слушание музыки один из важнейших элементов музыкального развития ребенка, часть общего психофизического развития.                  Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре, в творчестве и слушании музыки. Именно слушание музыки активирует полезную деятельность детей. Ведь слушая музыку, ребенку приходится все время производить различные логические операции: сравнивать, объединять, обобщать. Результат таких интенсивных, увлекательных, интересных занятий наступает очень скоро.  Пусть ребенок, возможно, и не станет в будущем музыкантом, но соприкосновение с миром прекрасного непременно обогатит его духовный мир, позволит раскрыться его личности.
        Необходимость и важность предмета «Слушание музыки» очевидны.
В современных условиях развития общества, модернизации музыкально-образовательного процесса, любое образовательное учреждение самостоятельно в выборе рекомендованных программ.
        В современной системе образования существует множество программ по данному предмету различной сложности и направленности.  Анализ авторских программ О.В. Владимировой, Г.А. Ушпиковой, Н.А. Царевой по предмету «Слушание музыки» показал, что актуальность представленных программ подтвердилась, т.к. содержание и цели каждой из них способствуют повышению уровня учащихся, развитию их эстетического вкуса, осмыслению собственной художественной практики, знакомству с основными направлениями, видами и жанрами искусства, особенностями их взаимодействия и развития в историческом контексте, а также способствуют формированию культурных ориентаций и установок личности, современного юного слушателя музыки на эстетические идеалы.

Наша современная учебная  жизнь не стоит на месте. Так, я уверена,  все преподаватели теоретических дисциплин были слегка озадачены введением новых «Предпрофессиональных»  программ в 2014 учебном году.  Коснулись новые стандарты и программ по предмету «Слушание музыки».

      На  мой взгляд, важно пересмотреть не саму суть любой предложенной программы, а те способы, которыми мы планируем её реализовывать.
      В условиях современного технического прогресса появилась возможность не только слышать, но и «видеть» музыкальные произведения. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках «Слушания музыки» можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. А предмет «Слушание музыки», как никакой другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка - есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

Основные задачи:

- Дать представление о некоторых закономерностях музыки, научить слуховому наблюдению:

- Научить воспринимать незнакомые произведения с точки зрения эмоционально – образного строя, проникать в содержание музыки, опираясь на элементы музыкальной речи и логику динамического развития;

- Создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения учащихся к музыкальному искусству;

- Формирование основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

- Формирование навыков восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, жанров, форм;

- Развитие музыкального мышления, творческих способностей и воображение учащихся;

- Формирование интереса детей к познанию классической музыки;

- Формирование стремления слушать и исполнять музыку;

- Формирование способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его;

- Формирование способности узнавать тембры музыкальных инструментов;

- Формирование понимания специфики музыки как вида искусства;

- Формирование умения определять общий характер и образный строй произведения;

- Формирование умения выявлять выразительные средства музыки.

 

Примерные формы работы:

  1. Беседа.
  2. Создание ассоциативных рядов с использованием живописных репродукций, стихов и музыкальных произведений.
  3. Подбор вариантов названия произведения с заданием выбрать самое точное из них. Сна­чала следует предлагать названия, далёкие по смыслу, затем смысловой контраст уменьшать, давать близкие по смыслу значения, направляя внимание детей на более тонкую аналитическую работу;
  4. Определение характера музыкального произведения с помощью эпитетов;
  5. Анализ музыкального произведения проводится как игра «Собери фруктовую корзину» (на различных фруктах у нас прописаны: регистры, темпы, особенности ритма, динамические оттенки, лады). Учащиеся во время прослушивания музыки выбирают нужные фрукты.
  6. Сочинение дома стихов, рассказов, рисунков, поделок по прослушанной музыке;
  7. Подбор готовых иллюстраций, стихотворений, загадок по прослушанной музыке;
  8. Пение детских народных песен, рождественских, масленичных, шуточных, календарных, былин и т.д.;
  9. Участие в тематических внеклассных мероприятиях школы;
  10. Рисование во время прослушивания музыки;
  11. Выбрать картину из предложенных учителем, наиболее подходящую к изучаемому произведению;
  12. Исполнение учащимися произведений на инструментах по специальности;
  13.  Анализ музыкальных произведений по специальному инструменту (элементы музыкальной речи, жанры, формы);
  14. Сочинение музыки;
  15. Викторины;
  16. Изображение на инструменте образов музыкальных произведений;
  17. Кроссворды;
  18. Тесты;
  19. Игры;
  20. Урок – сказка – прослушивание, просмотр, обсуждение;
  21. Урок – путешествие;
  22. Урок – соревнование;

Домашние задания должны быть небольшими по объему и доступными по степени трудности:

- Сочинение историй, рассказов, загадок, сказок по пройденной теме и прослушанным произведениям;

- Рисование, поделки, подбор готовых картинок, стихов, загадок к прослушанным произведениям;

- Составление кроссвордов, ребусов;

- Раскрашивания.

Методы работы:

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Метод активизации зрительного и слухового восприятия;
  • Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
  • Метод игровой мотивации.

Сроки реализации данного методического пособия:

Данное методическое пособие рассчитано на 3 года, для детей 1, 2, 3 классов музыкального отделения школы искусств.   В соответствии с учебным планом на предмет «Слушание музыки»  отводится 34 часа  в год, из расчета - 1 час в неделю.

           Большую помощь в работе мне оказывает «созданная»,  или скорее собранная мною «Рабочая тетрадь по слушанию музыки».  Тематика данных тетрадей полностью соответствует календарному плану на 3 года обучения. Пособие включает в себя подборку всего необходимого материала: стихи, репродукции художников, необходимые сведения о композиторах и прочий теоретический материал.  В этой тетради можно рисовать, раскрашивать, а также вести прочие записи. В качестве домашнего задания можно предложить перечитать материал урока.  Большую помощь тетрадь оказывает учащемуся, пропустившему урок.

      В качестве заданий на контрольных уроках, я предлагаю всевозможные тесты, загадки, ребусы. Также дети пишут самые простые «Музыкальные викторины», составленные из пройденного музыкального материала.

      Этим учебным – методическим пособием  пользуюсь уже на протяжении 2 лет. Такая рабочая тетрадь есть в собственности у каждого учащегося. Дети показывают довольно прочные знания, а самое главное, повысился интерес к предмету «Слушание музыки».

  • rabochaya-tetrad-1-klass.d.. 8,9 МБ
  • rabochaya-tetrad-2-klass.d.. 3,7 МБ
  • rabochaya-tetrad-3-klass.d.. 4,9 МБ
  • Опубликовано: 28.09.2016