Формирование критического мышления на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Воскресенская Татьяна Борисовна

Организация: МОУ Гимназия № 4

Населенный пункт: Московская область, г. Подольск

В докладе рассматривается актуальная для современной школы проблема: как заинтересовать  сегодняшнего подростка чтением художественной литературы, как научить его не только следить за сюжетом, но и разбираться в проблематике произведения, в сложностях характеров героев, в средствах выразительности, то есть во всем, что поможет понять авторский замысел. Тем более, что обучения «смысловому чтению»  требует ФГОС, эти навыки необходимы  и при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ.

            Методика преподавания литературы располагает сегодня большим количеством технологий.  Указанные выше задачи   решает и технология формирования критического мышления через чтение и письмо, которую я применяю на уроках внеклассного чтения.

            Тема организации и проведения уроков внеклассного чтения слабо освещена в методической литературе, хотя эти уроки имеют очень большое значение в воспитании читателя, в развитии кругозора,  интеллекта, художественного вкуса ученика, а также в подготовке его к   ОГЭ и ЕГЭ, т.к.  в ходе выполнения заданий нужно уметь работать с текстом, приводить аргументы из художественных произведений, а использование примеров из произведений, прочитанных учеником самостоятельно,  приветствуется.

            Как организовать урок внеклассного чтения? На какие темы можно порассуждать вместе с учениками, опираясь на самостоятельно прочитанные ими книги?                                                                Какие произведения  можно предложить учащимся, чтобы не скатиться к «принудиловке», а вызвать живой интерес? Как оформить впечатления от прочитанного, чтобы ученик мог дать свободу творчеству?   Какие приемы диагностики знаний можно использовать?  На эти вопросы, исходя из своего опыта работы и личных предпочтений, я и попыталась ответить в докладе. Надеюсь, что коллеги смогут найти для себя в предложенном их вниманию материале что-то полезное.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

http://www.методкабинет.рф/index.php/Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;

Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 частях. В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др., М.: Просвещение, 2014 г.

Н.В. Егорова, Б.А. Макарова. Поурочные разработки  по литературе. Универсальное издание. М.: ВАКО, 2011 г.

И.Л. Челышева. Литература. 6 класс. Планы-конспекты уроков. Ростов-на-Дону: Феникс,2013 г.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт в числе предметных результатов по литературе называет:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение.

            Как добиться таких результатов? Ни для кого не секрет, что современные школьники читают намного меньше, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Русская классическая литература воспринимается ими как нечто скучное, написанное не очень понятным современному подростку языком.

            Задача учителя литературы – раскрыть богатство языка, глубину мысли автора,  красоту образов. Правильно организованное внеклассное чтение может не только помочь учителю реализовать эту задачу, но и удовлетворить читательские запросы современных школьников, приобщить их к волшебному миру художественной литературы.

            Ежегодно среди своих учеников (5-7классы) провожу мониторинг их читательских предпочтений. Что же читают мои ученики? Зарубежная литература представлена романами о Гарри Потере, девочки предпочитают подростковые романы Е. Вильмонт и Т. Крюковой. Где же произведения, которыми зачитывались их родители, бабушки  и дедушки? А ведь в наше время они несравнимо доступнее, чем раньше! Удивительно, что и фильмов по романам А. Дюма, Ж. Верна, М. Рида и других мастеров приключенческого жанра современные подростки не смотрят.

            Тут на помощь придет учитель, который сориентирует подростка в бескрайнем море литературы и использует все возможности, чтобы каждый ученик стал еще и читателем. Уроки внеклассного чтения сыграют в этом деле далеко не последнюю роль.

            Уроки внеклассного чтения включаю в тематический план (литературу в 5-6 классах преподаем в нашей школе по расширенной программе – 3 часа в 5 классе и 4 часа в 6 классе) как после изучения творчества конкретного автора, так и после изучения очередной темы (блока). С урока внеклассного чтения начинаю каждый учебный год, им же, как правило, заканчиваю четверть. Ученики ждут этих уроков и воспринимают как своеобразный отчет или возможность посоревноваться, кто больше прочитал.

            Какие произведения предлагаю для внеклассного чтения? Считаю, что не стоит на лето задавать читать стихи, поэмы, небольшие по объему произведения, которые мы будем изучать на уроках литературы в течение учебного года, ведь лето – это пора интересных встреч, открытий, приключений, путешествий, пусть и книга будет интересной, открывающей  незнакомый мир, и вместе с этим поучительной. Советуя на последнем в учебном году уроке произведения для чтения, подчеркиваю рекомендательный характер списка (все мы знаем, как велик в подростках дух противоречия), но обращаю внимание, что из каждой темы желательно выбрать 1-2 произведения. Это поможет им успешно учиться в новом  году.  Стараюсь рассказать об авторе или произведении что-то интересное, чтобы привлечь к нему внимание  учеников. Список для летнего чтения учащимися 5-6 классов помещаю в Приложении 1.

            Условие ставлю перед учениками одно – все прочитанное заносить в читательский дневник. Оформлять его разрешаю ученикам по своему вкусу (можно использовать разноцветные ручки, фломастеры, наклейки, вырезки, рисовать иллюстрации – все, что не противоречит содержанию произведения). Записи в дневник делаем по следующему плану:

  1. Название книги.
  2. Автор (год написания произведения – по возможности)
  3. Издательство, год издания, количество страниц.
  4. Художник-оформитель. Оценка оформления книги (обложка, иллюстрации).
  5. Когда и где происходит действие книги?
  6. Кто главные герои? Кто второстепенные герои?
  7. Как развивается сюжет? Какие основные события с героями происходят? Чем начинается и чем заканчивается произведение? Какой эпизод самый важный (кульминация)?
  8. Какой эпизод больше всего запомнился? Почему?
  9. Кому эта книга может быть интересна? Чему она учит?

Такой план помогает всесторонне рассмотреть книгу: и с точки зрения содержания, и с точки зрения полиграфии. Ученики начинают уважительнее относиться к книге, осознавая, сколько труда вложено в нее.

На каждую книгу договариваемся отводить не более 1 страницы, записи делаем кратко, но так чтобы по ним можно было рассказать о прочитанном или написать отзыв.

Не реже 1 раза в четверть провожу презентацию читательских дневников. Для выступления перед классом ученик выбирает любое произведение, прочитанное за отчетный период. Задача перед ним такова – рассказать о книге так, чтобы одноклассники тоже захотели ее прочитать. Товарищи по классу слушают, задают вопросы, оценивают ответ. Из книг, которые больше всего понравились, делаем выставку. Также выставку делаем и из лучших читательских дневников и выбираем лучшего читателя.

С рассказом о понравившихся книгах приходим в начальную школу. В 3-4 классах мои ученики рассказывают о прочитанном, проводят викторины, загадывают загадки о книгах и т.п. Для учеников начальной школы рекомендации старших товарищей обычно представляют  больший интерес, чем рекомендации учителя.

В рамках Декады русской словесности в Гимназии проводим презентацию читательских дневников и выставку лучших дневников уже на уровне образовательного учреждения. Также организуем выставку иллюстраций к произведениям, прочитанным в рамках внеклассного чтения «Читаем, думаем, рисуем…».

      На уроках внеклассного чтения, кроме выступления учеников, обязательно включаю обсуждение произведения, прочитанного прямо на уроке. Для этого обычно подбираю небольшие по объему произведения, читаю их ученикам, а они слушают, формулируют вопросы или составляют план. Затем обсуждаем прочитанное. Итог такого урока обычно - рассуждение, эссе или синквейн.

Например, после изучения  рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор» предлагаю прочитать такие рождественские (святочные) рассказы:

-   Д. Мамин-Сибиряк «Зимовье на реке Студеной»;

- Н. Лесков «Привидение в Инженерном замке», «Христос в гостях у мужика», «Штопальщик», «Жемчужное ожерелье», «Зверь», «Неразменный рубль»;

-   Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»;

-   В. Берестов «Счастливого Рождества»;

-   Г.Х. Андерсен «Елка», «Девочка со спичками»;

-   Ч. Диккенс «Рождественские повести».

      На уроке ученики делились впечатлениями о прочитанном, говорили, чем тронули их святочные рассказы. Затем я прочитала им рассказ современного автора Л. Нечаева «Саночки»:

У входа в детский сад стояло много саночек. Родители привозили и увозили на них детей. И только у Тани не было саночек.

Таня, брат Илья и мама жили бедно, даже на саночки денег не хватало. Мама от темна до темна была на работе, и Таню отводил в садик и приводил Илья.

В выходные брат с сестрой катались с ледяной горки на картонке от коробки; а так хотелось покататься на лёгких алюминиевых саночках!..

В вечер под Рождество Илья, как всегда, пришёл забирать Таню. Таня захныкала:
—Я устала, не могу идти...
—Что же мне тебя на руках нести? — рассердился Илья.— Большая уже, тяжёлая.

—Вот если бы у нас были саночки... — готовилась заплакать Таня.
—Если бы да кабы да во рту росли грибы,— сказал Илья.— Чудес не бывает. Пошли, Танюша, пешком.

Только вышли они в проход между домами и бетонной оградой, как их осветила фарами небольшая остроносая машина-фургон. Машина остановилась, из кабины выпрыгнул бородатый дядя и сказал:
—Вот вы-то мне и нужны!

Илья с Таней испуганно переглянулись. А бородатый дядя спросил:
—Почему все разъезжаются по домам на саночках, а вы пешком идёте?
—У нас нет саночек,— тихо ответил Илья.
—Ха-ха! Я так и подумал! — почему-то обрадовался бородатый дядя и потёр руки.— Сейчас будет фокус-покус.

Он залез в фургон и выпрыгнул оттуда с саночками в руках.
—Это вам подарок. Держите! — Широко улыбаясь, он протянул детям санки.— Я продавец санок. Сегодня у меня радость: я распродал целый фургон санок, а вот эти, последние, так никто и не купил. Я было подосадовал. А потом подумал, что моя радость станет ещё больше, если я подарю эти саночки первому встречному мальчику или девочке, у которых нет саночек. И вот я увидел вас... Берите же саночки!

Саночки были лёгкие, алюминиевые. И хорошо, что они были без спинки — можно съезжать с горки лёжа.
—Спасибо, дяденька! — вместе произнесли Илья и Таня.
—Это вам спасибо — вы помогли мне удвоить мою радость.

—Дяденька, а вы не Дед Мороз? — осмелев, спросила Таня.
—Нет, конечно. Я вообще ещё не дед... Но мешочек кое с чем у меня есть! — Он подмигнул.— Подождите-ка минутку.

Он открыл дверцу кабины и вытащил оттуда пакет.
—Держите. Это апельсины. А это... — он сдёрнул висевшую над рулём куколку,— это тебе.
Он вручил куколку Тане, и Таня прижала куколку к груди.

А чудесный дядя, весело насвистывая, сел в кабину, помигал Илье и Тане фарами, приветственно посигналил и покатил потихоньку дальше.
Илья с Таней долго смотрели вслед остроносому фургону, потом повернулись друг к другу и засмеялись.

—Ой, это всё правда? — спохватилась Таня.
—Правда, Танечка, правда! Вот же они, саночки, с верёвочкой даже. Садись скорей!.. Вот и пакет с апельсинами, держи. Вот и куколка у тебя в руках на тебя глядит...

Побежал Илья; побежали за ним лёгонькие саночки. Радовались большие тёмные деревья, радовались светящиеся окна домов, радовались звёздочки на небе. Приближалось Рождество Христово.

 

Ученики  высказали мнение, почему этот рассказ можно отнести к святочным или рождественским (признаки таких рассказов ранее мы записали в тетради). В конце урока я предложила написать синквейн. Пример такой работы привожу ниже.

Канун Рождества.

Печальная, ожидающая чуда.

Грустит, мечтает, надеется, радуется.

Волшебником может стать каждый.

Счастье.

Часто после таких уроков на дом задаю написать эссе, отзыв о прочитанном или анализ рассказа по следующему плану:

  1. Автор произведения, название, время написания или появления в печати.
  2. Тема, главная проблема.
  3. Основные герои, их характеры.
  4. Завязка, кульминация, развязка. Какой эпизод, поступок героев больше всего понравился?
  5. Скорость течения времени.
  6. Роль портрета, пейзажа, интерьера.
  7. Особенности языка повествователя и героев.
  8. Авторская позиция.
  9. Мое восприятие рассказа.

       Приведенный выше план носит рекомендательный характер, но он заставляет учеников уйти от пересказа при написании отзыва (а это самая распространенная ошибка учеников 5-6 класса)  и задуматься над тем, как написан рассказ и что автор хотел сказать читателю.

      Кроме традиционных уроков внеклассного чтения, когда ученики рассказывают о прочитанном, есть в тематическом планировании и «круглые столы», и диспуты, и конференции. Готовясь к таким урокам, ученики формулируют свою позицию,  подкрепляют ее жизненными и литературными примерами.

Например, в 6 классе «круглые столы» проводились на такие темы: «Что может пробудить чувство ответственности?» (после изучения рассказа В. Распутина «Уроки французского»), «Великая Отечественная война в жизни семьи, города, страны»   (после уроков по поэзии военных лет), «В начале жизни школу помню я…» (после изучения рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»), «Мы в ответе за тех, кого приручили…» (после изучения сказки Экзюпери «Маленький принц»). Читательские конференции проводились на такие темы: «Мое любимое стихотворение о природе», «Чем привлекательны мифы?», «Мои любимые произведения А.С. Пушкина». За такими уроками, как правило, следует задание написать сочинение-рассуждение, эссе, отзыв, анализ прочитанного произведения или синквейн (в зависимости от ситуации), часто предлагаю составить кроссворд или викторину по теме, нарисовать иллюстрации.  Работа может быть как индивидуальная, так и групповая. На следующем уроке группы обмениваются своими работами, оценивают, выбирают лучшие. Лучшие работы складываем в специальную «копилку» для последующего издания (размещения на сайте школы).

В конце каждого урока внеклассного чтения рекомендую произведения к следующему уроку, таким образом, список постоянно пополняется.

В Гимназии, где я работаю,  ежегодно в марте ученики защищают научно-исследовательские проекты, над которыми работают под руководством учителей в течение года. Выступления сопровождаются презентациями, которые готовят сами ученики. Мои ученики ежегодно выбирают темы, связанные с прочитанными ими в рамках внеклассного чтения произведениями. Вот несколько таких тем: «Читательские предпочтения моих сверстников», «Фантастическое в произведения Н.В. Гоголя», «Образы моих сверстников в произведениях современных писателей», «Тема детства в английской и русской литературе».

В рамках проектной деятельности предлагаю своим ученикам подготовить «виртуальные» сборники любимых сказок, мифов, рассказов о животных, стихов о природе и т.д.

Работа обычно проводится на сдвоенных уроках:  ученики делятся на группы, распределяют обязанности (редактор, художник, наборщик и т.п.). Используя домашние заготовки, группы оформляют обложку  «сборника» (она должна соответствовать замыслу творческого коллектива), составляют оглавление, пишут предисловие. На втором уроке проводим презентацию «сборников». В ходе урока получается своеобразная выставка «книг», выбираем лучшую работу. Об успехах ребят обязательно рассказываю на родительском собрании.

  Считаю, что в таком важном деле, как воспитание читателя, способного критически мыслить, не обойтись без помощи родителей, поэтому на одном из родительских собраний обязательно рассказываю о традициях семейного чтения, о том, какую помощь родители могут оказать: найти нужную книгу (многие дети охотно читают электронные версии, слушают аудиокниги), организовать домашнее чтение, посмотреть вместе с детьми экранизации, обсудить прочитанное. Действительно, большинство родителей становятся моими активными помощниками.

Вижу, что уроки внеклассного чтения приносят  свои плоды: ученики обмениваются книгами (часто и мне рекомендуют прочитать новинки литературы для подростков, и мы их обсуждаем в неформальной обстановке, что для них очень важно), в класс приносят красочные издания, иллюстрации, находят экранизации произведений.

Считаю, в том, что к концу 6 класса мои ученики стали лучше читать, понимать прочитанное (по данным мониторинга качества чтения), овладели навыками работы с текстом, есть заслуга и системы организации внеклассного чтения, которую мне удалось выстроить. В конце учебного года в эссе о роли чтения в их жизни многие ученики написали о том, что в книгах находят ответы на свои  вопросы; читая, они стали не просто следить за сюжетом, но и анализировать поступки героев, «примеряя» ситуации на себя. Хочу надеяться, что и мои ученики когда-нибудь воскликнут вслед за М. Горьким: «Всем лучшим во мне я обязан книгам».

 

                                                                                                                                   Приложение 1

 

СПИСОК

произведений, рекомендованных для летнего чтения будущим ученикам

 6 класса

  1. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
  2. В. Одоевский «Городок в табакерке»
  3. А. Пушкин «Дубровский», «Повести Белкина» (по выбору)
  4. Н. Лесков «Тупейный художник», «Привидение в Инженерном замке», «Медведь»
  5. Н. Гоголь «Старосветские помещики»
  6. А. Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам»
  7. А. Лиханов «Последние холода»
  8. Ф. Искандер. Рассказы о Чике.
  9. Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.
  10. М.Твен «Янки при дворе короля Артура», «Приключения Гекльберри Финна»
  11. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
  12. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  13. Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» (2-3 рассказа по выбору)
  14. Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
  15. Э. Портер «Поллианна»
  16. В. Железников «Чучело»
  17. М. Пришвин «Кладовая солнца»
  18. В. Шукшин «Микроскоп», «Срезал», «Чудик»
  19. М. Сервантес «Дон Кихот»
  20. О Генри «Вождь краснокожих»

 

СПИСОК

произведений, рекомендованных для летнего чтения будущим ученикам

 7 класса

1. В. Железников «Путешественник с багажом»

2. Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

2. Дж. Даррелл «Моя семья и  звери»

3. Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»

4. А. Куприн «Изумруд» и другие рассказы

5. Л. Толстой «Детство»

6. Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

7. А. Дюма «Три мушкетера»

8. В. Скотт «Айвенго»

9. М. Твен «Принц и нищий»

10. Ф. Шиллер «Вильгельм Телль»

11. М. Рид «Всадник без головы»

12. А. Беляев «Человек-амфибия»

13. Ж .Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»

14. И. Ефремов «Звездные корабли»

15. Ф. Купер «Последний из могикан», «Следопыт», «Зверобой»

16. Г. Уэллс «Человек-невидимка»

17. К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли»

18. Р. Брэдбери «Ржавчина» и др. рассказы

Опубликовано: 25.06.2016